Военно-историческая миниатюра / Cекция Военно-исторической миниатюры / История Московской cекции ВИМ (часть 5)

История Московской cекции ВИМ (часть 5)

1995 год начался для Московской секции ВИМ хорошо, и даже много-обещающе. В середине января её члены получили приглашение участвовать в вы-ставке аж в самом Кремле. Мероприятие было организовано Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль», и посвящено 225-летию со дня учреждения в России Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия. Приглашение показалось всем весьма лестным, но вскоре выяснилось, что наша экспозиция размещена вместе с «матрёшками» и тому подобными сувенирами, а настоящая выставка находится этажом выше. Такое отношение к нашему творчеству, честно говоря, покоробило очень многих. Ведь лучшие работы членов нашей секции были ничуть не хуже, а даже намного реалистичнее тех фигур, что были представлены в основной экспозиции выставки. Но те фигуры были серебряные или бронзовые, а у нас всего лишь оловянные. Хотя именно такой подход отечественных «искусствоведов» к определению ценности произведения искусства сейчас уже не удивляет.

Этой же зимой секция устроила небольшую выставку-продажу в художественной галерее на Новоарбатском проспекте, время было такое, что приходилось использовать любую возможность для того, чтобы заработать деньги. Хотя не обошлось без курьёзов, по извечной российской безалаберности хозяев галереи были проданы совсем не те работы, и совсем не за ту цену.

Вскоре пути отдельных групп московских мастеров стали всё больше и больше расходиться. Часть из них приняла участие в выставке посвящённой 50-летию Победы в Великой Отечественной Войне, прошедшей на ВВЦ (бывшем ВДНХ); другая часть на выставке в Зеленограде, и т.д. Мастера и поодиночке стали разбредаться по разным «углам»: кто-то подрядился клепать мастер-модели для торговцев «Измайловского вернисажа»; более удачливые полностью переориентировались на западный рынок, продавая туда на корню все свои работы; кто-то вступил в союз художников. Но ни одному так и не удалось по-настоящему создать своего дела, мастерам приходилось «продаваться» кому угодно: хозяевам разных фирмочек, всевозможным частным заказчикам. Приходилось делать, что угодно, даже всякие «фенечки», и индивидуальные заказы типа: «нарисуй мне вон там кунгуру» для «новых русских».

В 1995 году скончался В.А.Евдокимов старейший московский мастер. Его смерть оказалась весьма символичной для всей секции в целом. Отныне всем уже стало ясно, что для неё наступило время заката, теперь мастера только уходили, а новые и молодые не приходили им на смену. Хотя на международной арене у московских художников дела вроде бы шли как нельзя лучше. А.Блёскин в Севре опять завоевал титул «Best of show», а В.Коннов – 1-ю премию. Заказы от самых знаменитых европейских фирм сыпались как из рога изобилия.

С середины 1990-х годов первенство в жанре на российской арене стало уходить от представителей московской школы. Старание и мастерство одиночек не могло соперничать с организованным производством фигур целыми артелями мастеров. Фирмы в Петербурге, Екатеринбурге, Киеве и некоторых других городах, возглавляемые инициативными людьми превратились в крепко сбитые коллективы с четко определённой задачей и отлаженным механизмом её воплощения. Рынок, в том числе и в Москве был наводнён относительно дешёвой продукцией, хотя зачастую ужасающего качества. Но у массового потребителя, не видевшего теперь лучших образцов, очень скоро сформировался свой стереотип восприятия военно-исторической миниатюры, которая как они считали такой и должна быть, ну потому что другой просто не было в продаже.  Такой товар живо раскупался и нашими непритязательными согражданами и иностранными туристами. Фирмы стали бурно процветать, у многих появились даже печатные цветные каталоги, буклеты, календари и книги, постепенно они стали тиражировать и более качественные работы, но соответственно и более дорогие.

В 1996 году в деятельности Московской секции наблюдался почти полный за-стой, по крайней мере, у себя на Родине, т.к. наши «мэтры» готовились к участию в зарубежных выставках. Впрочем, как выяснилось впоследствии, подготовка оказалась весьма плодотворной. В.Коннов в Париже на мировом конкурсе миниатюристов «Mondial de la Fiqurine” завоевал золотую медаль, в Ве-ликобритании на выставке в Фолкстоне он получил две бронзовые медали, а в Севре – две первые премии и титул “Best of show». Такого «урожая» пожалуй, раньше никому из наших ещё и не удавалось собирать.

Остававшимся дома художникам Московской секции удалось организовать и провести всего одну небольшую выставку миниатюры в уже давно знакомом подмосковном Раменском краеведческом музее. За небольшой срок экспозицию посетило более 2-х тысяч человек – огромное число и для столичных выставок, а тем более для небольшого городка.

В конце лета секции удалось наконец-то собрать почти всех своих мастеров  в художественной галерее на ул.Солянке. Выставка получилась небольшая, но довольно неплохая, удалось даже напечатать буклет и афишу, не скажу,  что они были супер-качественные, однако всё же было приятно. Больше, пожалуй, вспомнить о деятельности секции в этот год и нечего.

Московские мастера продолжали работать каждый сам по себе, в основном ориентируясь на западный рынок. Только, конечно же, не всем из них удалось завести контакты с «ихними фирмачами», менее удачливым приходилось довольствоваться отечественным потребителем, который практически уже не интересовал «счастливчиков». И у той и у другой категории мастеров резко поменялась «ориентация» в тематике работ, почти исчезли «русские» фигуры. К сожалению подавляющее большинство заказчиков и покупателей интересовали больше совсем другие вещи: наполеоновцы, фашисты, американцы, самураи, гоблины, фэнтези и пр.

В последующие годы – последние в XX-м веке, и  II-м тысячелетии выставочная деятельность Московской секции у себя на Родине в России почти прекратилась. Единственным прибежищем для авторской миниатюры остался Московский Клуб Стендового Моделизма, на выставке которого в 1998 году впервые для нашей секции был выделен “аж целый шкаф с двумя полками”. Впрочем все немногочисленные новые работы оставшихся “дееспособными” московских мастеров легко там разместились. Особого понимания в среде фанатов стендового моделизма мы не нашли, это и понятно, ведь их витрины со “склейками” были наводнены фирменными фигурами немыслимого количества и разнообразия, с самым необычным антуражем в виде бронетехники, зданий, сооружений и пр. Наши скромные “самоделки”, как они их называли, конечно же, терялись на этом фоне. Да зачастую сама тематика наших работ была далека от сферы интересов и понимания “склейщиков” фирменной продукции, наводнившей в последние годы рынок нашей страны.

Порадовал склейщиков и наш А.Блёскин. Наконец-то в 1997 году после большого перерыва вышел в свет очередной набор его полистирольных фигур, да ещё каких – кавалеристов, казаков Красной армии. Их появление произвело фурор на нашем рынке, но это был пожалуй последний всплеск знаменитой московской фирмы. Больше она с тех пор фигур не выпускала, если не считать кукол – “нанайцев”, которых опять-таки делал А.Блёскин. Правда, вместо полистирольных фигур “35-го “ масштаба фирма задумала запустить теперь целую серию наборов игровых фигурок в распространённом на западе масштабе 1:72. Мастер-модели для этих наборов были заказаны ещё одному члену Московской секции – С.Соболеву, вот только из-за архаичной технологии промышленного производства выход в свет первых наборов затянулся на не-сколько лет.

Только в 1999 году Московская секция наконец-то собралась едва ли не в самом полном своём составе для того, чтобы принять участие в выставке, которая должна была состояться в конце февраля – начале марта в галерее ЗАО “Союзхудожэкспорта”, на Смоленской площади. Поначалу показалось, что мы вновь стали на путь своего возрождения. После всех перипетий в жизни нашей страны, после обвалов, вторников, четвергов и т.п., у нас снова были большие залы, современные витрины (которых, правда, на всех не хватило), внимание прессы и телевидения, вернисажи, банкеты и т.д. Но как только отгремели тосты, прошли статьи в прессе и телевизионные сюжеты, после которых нас даже стали узнавать на улице, и к нам намертво приклеилось определение, данное в программе Л.Новожёнова “Сегоднячко” – “игрушечные скульпторы”, руководство галереи неожиданно, без объяснения причин прямо буквально в самый разгар мартовского праздника заставило срочно свернуть экспозицию. 

Такого пренебрежительного к себе отношения мы давно не испытывали, пожалуй, с того времени как нас “кинула” в 1998 году “Родина” с “турецким спецномером”, для которого московские мастера в качестве иллюстраций предоставили большое число своих лучших работ, а вышли в свет из них считанные единицы. Более того, отдельные сотрудники этой галереи оказались, мягко говоря, не совсем обязательными людьми до сих пор так и не вернув деньги, причитающиеся авторам за проданные галереей работы.

“Порадовали” и посетители выставки, которые приставали к мастерам с заказами на сборку и покраску чужих, но, конечно же, фирменных фигур, привезённых этими знатоками откуда-то из “Парижу”.

Вообще, в последние годы слишком часто у нас в России нам давали понять, что наше искусство по-настоящему здесь никому и не нужно. Ни музеям, ни галереям, ни производству. Да и сами мастера проявляли всё меньше и меньше внимания к творчеству своих коллег. Каждый закрылся в своём собственном “углу”, работая со своим заказчиком, и не подпуская к кормушке никого другого. Вся деятельность секции сократилась до нескольких в год почти случайных встреч, таких как, например, на выставках МКСМ, проходивших в Сокольниках: 24 октября – 14 ноября 1999 года, и 29 октября - 19 ноября 2000 года.  На международной арене члены секции продолжали с успехом выставляться и работать на западные фирмы.

Но даже и на выставочном подиуме московским мастерам-одиночкам всё тяжелее стало соперничать с организованными коллективами, такими как “Русский витязь”. Эта фирма постепенно и незаметно вышла в лидеры среди российских производителей, как на отечественном, так и на зарубежном рынке.

Одним из самых крупных успехов Московской школы стало признание на международной выставке-ярмарке игрушки в Германии в г.Нюрнберге новой продукции одной из российских фирм. Набор игровых фигурок “Русские дружинники”, в масштабе 1:72 получил там “Золотую медаль”. Всё было бы хорошо, но вот только медаль эта была дана итальянской фирме “Italeri», которая распространяла российскую продукцию на западе. Но и не это самое главное в этой истории, всё дело в том, что никто так и не знает, что автором мастер-моделей к этому набору является С.Соболев. Имя мастера нигде, ни на коробке, ни в каталоге, ни в прессе не упоминается. Нигде не зафиксированы и его авторские права на эту продукцию, всё также «хозяева» у нас расплачиваются с мастерами «чёрным налом», и всё также закручивают гайки.

Новые работы Соболева: «Монголы», «Греческая пехота», «Македонская кавалерия» и другие производят ещё более потрясающее впечатление, чем его первый опыт в этом жанре. Обидно, что и они так и не будут защищены автор-ским правом, хотя наверняка разойдутся по всему свету, т.к. западные фирмы со своим товаром, зачастую в подмётки не годятся русскому самородку.

Для справки: по старым советским законам, сохранившимся и в законодательстве РФ автору полагалась выплата вознаграждения за создание мастер-модели для промышленного производства в размере то 10-ти до 20-ти минимальных заработных плат. Если же по требованию заказчика автор создаёт модель в твёрдом материале, в том числе и в литом металле, что как раз и заставляют делать С.Соболева, то размер выплаты увеличивается в 2,5 раза. Кроме того, скульптору полагается ещё и авторское вознаграждение за воспроизведение, и тиражирование его мастер-моделей в промышленности. В случае С.Соболева ему полагается ставка авторского вознаграждения в размере 2% от отпускной цены каждого экземпляра изделия.

Естественно, что никаких этих выплат мастер не получает, а итог такого «парт-нёрства» может быть только один.

В конце концов, пути С.Соболева и «Фирмы» окончательно разошлись, после громких скандалов скульптор отказался от дальнейшего сотрудничества с ней, а та в свою очередь не заплатила ему за выполненную уже работу. 

К сожалению защищать в наше время права художника от произвола как «хозяина», так и государства просто некому. Наша секция не является ни официально зарегистрированной организацией, ни подразделением какого-либо творческого союза, ни какой-либо другой общественно значимой структуры.

В последние годы в рядах секции осталось всего 7-8 действующих мастеров, из которых едва половина занимается миниатюрой профессионально, для остальных же это лишь хобби. Ещё 5-6 человек – стародавних любителей военно-исторической фигурки изредка появляются на заседаниях секции, но новых работ почти не делают.

Вообще за последние 6-7 лет прошедшего тысячелетия в Московской секции прижился всего лишь один новый человек, выросший за эти годы во вполне сложившегося самобытного мастера, у которого всё ещё впереди. К сожалению, «старики» за эти годы не воспитали больше ни одного ученика, который мог бы прийти им на смену. Более того, «разбежавшись по углам» они окончательно потеряли все точки соприкосновения, и даже профессиональный интерес к работам друг друга. И поэтому вполне естественным и закономерным стал тот итог, которым окончилась  30-летняя история существования в Москве Секции Военно-Исторической Миниатюры при ВИКе ЦС ВООПИиК. Тихо и незаметно она почти прекратила своё существование в самом начале XXI-го века.

Что же, видно в новом тысячелетии искусству авторской миниатюры не нашлось места, по крайней мере, в нашей стране. Вот только что придёт ему на смену? Полки магазинов, страницы книг и журналов, а вместе с ними и умы подрастающего поколения переполнены: фашистами, черепашками-ниндзя, вампирами, гоблинами и всяческими другими страшилками и нечистью. Видно пришло их время, а наше осталось в прошлом. 

Очевидно, время расцвета авторской миниатюры в нашей стране безвозвратно ушло,  так по настоящему и не придя.


Новости миниатюры

Новости реконструкции

Новое в галерее

Новинки библиотеки

Новости сайта

Бирки