Военно-историческая миниатюра / Выставки военно-исторической миниатюры / Выставка военно-исторической миниатюры в Подольском краеведческом музее
Выставка военно-исторической миниатюры в Подольском краеведческом музее
Выставка солдатиков или миниатюрных фигурок организована членами группы этнографической и военно-исторической реконструкции «Флигель-рота» Московской Секции Военно-Исторической Миниатюры – общественного объединения историков и художников, авторов миниатюрной скульптуры. Это объединение является частью Военно-Исторической Комиссии входящей в состав Центрального Совета - руководящего органа Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры.
Посвящена выставка 200-летнему юбилею победы России в Отечественной войне 1812-го года, а также 30-ти летнему юбилею Московской Военно-Исторической Комиссии Центрального Совета Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры – легендарной ВИК ЦС ВООПИиК, основной деятельностью которой является изучение военной истории, в первую очередь русской армии, а, следовательно, и истории нашего Отечества.
Именно в недрах этого общественного объединения возродилось в нашей стране в начале 1980-х годов древнее искусство создания исторической миниатюрной объёмной скульптуры.
Обаянию военной миниатюрной фигурки покорялись во все времена сердца не только мальчишек всех стран и народов, но и древнеегипетских фараонов, римских легионеров, китайских императоров, средневековых рыцарей, европейских королей и русских царей, а также и величайших полководцев современности: Фридриха II, Александра Суворова и Наполеона Бонапарта.
Изготавливались фигурки воинов в древности из самых разных материалов: дерева, кости, бронзы и свинца. Не все они предназначались для игры, выполняя зачастую сакральные функции. Лишь со временем, когда стала совершенствоваться технология изготовления, миниатюрные воины получили широкое распространение среди самых разных слоёв населения многих государств. В XVII веке, когда в Европе был бум оловянного производства, началось массовое изготовление фигурок, предназначенных, в первую очередь, для детской игры. Законодателем моды стал тогда немецкий город Нюрнберг, мастера которого придумали способ изготовления дешёвых плоских фигурок, отличавшихся в то же время высоким качеством и художественной выразительностью.
И в последующие столетия в европейских странах традиция производства миниатюрных солдатиков сохранялась и развивалась. Помимо игровых фигурок всё чаще многие мастера стали изготавливать настоящие произведения ювелирного искусства и скульптуры. Отметился в этом жанре даже знаменитый Карл Фаберже, мастерская которого изготавливала фигурки солдат русской армии из полудрагоценных и драгоценных камней и металлов.
И сегодня в мире продолжают существовать параллельно эти два направления в изготовлении военно-исторической миниатюры - игровое и высокохудожественное. Так теперь принято называть этот жанр современного искусства. А то, что лучшие миниатюрные фигурки являются настоящими произведениями искусства, не подлежит никакому сомнению.
Искусство военно-исторической миниатюры – очень трудоёмкое и кропотливое дело, требующее от мастера скрупулёзной точности не только в процессе лепки, формовки и отливки фигуры, но и, что самое главное, при её раскрашивании. Многослойная роспись, занимает не то что дни, а целые недели, и едва ли не месяцы кропотливого труда «на затаённом дыхании», пока, наконец, художником не будет подобрана для каждой фигурки реалистическая и исторически достоверная цветовая гамма мундира, кожи амуниции, человеческого лица и рук, и даже земли и травы.
Кроме того, что каждый мастер стремится добиться наибольшей художественной выразительности своей работы, он ещё обязан с максимально возможной точностью отобразить на фигурке мельчайшие детали обмундирования, вооружения и амуниции, в точности соответствующие реальным образцам, которые имели настоящие солдаты, настоящих армий самых разных стран и эпох. Поэтому, мастеру военно-исторической миниатюры, чтобы добиться исторической достоверности своих фигурок, приходится быть ещё и настоящим военным историком. Только тщательно изучив мундиры, награды, оружие, воинские уставы, тактику, традиции, и многие другие самые разные аспекты военной истории можно пытаться создавать реалистичную миниатюру.
Представленные на выставке фигурки миниатюрных солдат выполнены в точном соответствии со всеми этими историческими требованиями.
В экспозиции данной выставки в основном представлена миниатюрная скульптура, изготовленная руками трёх мастеров группы «Флигель-рота»: Николая Гордеева, Михаила Преснухина и подольчанина Андрея Яковлева. Кроме того эти скульпторы предоставили для выставки из своих личных коллекций работы и других знаменитых мастеров России, участников множества отечественных и зарубежных выставок: В. Евдокимова, П. Космолинского, А. Калиничева, О. Оксёма и др. Лучшие среди этих художников являлись неоднократными победителями и призёрами европейских и мировых конкурсов исторической фигурки.
…Данная юбилейная выставка 2012-го года не претендует на статус всеобъемлющего отчёта 30-ти летнего творческого пути мастеров московской школы миниатюры, лучшие представители которой являются звёздами мирового уровня, она представляет лишь краткую ретроспективу работ, которые за истекший юбилейный период по праву заслужили самые высокие оценки на многих престижных зарубежных и российских выставках.
Пережив не лучшие годы своего существования, потеряв многих художников, среди которых «отец» - основатель нашего жанра Пётр Фёдорович Космолинский, безвременно ушедший из жизни в 2001-м году, наперекор всему Московская Секция ВИМ продолжает свою выставочную деятельность.
В экспозиции выставки представлены более 350 пеших и конных фигурок, модели артиллерийских орудий. Сами фигурки солдат и офицеров, предметы их обмундирования и вооружения уменьшены по сравнению с настоящими во много раз, в зависимости от выбранного автором масштаба. Самые распространённые из них - 1:72, 1:35, 1:30, 1:20, 1:16, 1:10. В подавляющем большинстве выставленные фигуры выполнены из олова, небольшая часть из пластики, полистирола, и дерева.
В настоящее время почти во всём цивилизованном мире искусство исторической миниатюры переживает небывалый расцвет. Десятки и даже сотни выставок проводятся ежегодно, европейские и мировые конкурсы собирают тысячи участников, многие музеи основывают свои экспозиции исключительно на коллекциях исторических фигурок. Печатаются книги, выпускаются специализированные журналы десятков наименований, каталоги многочисленных фирм, тиражирующих тысячами фигурки самых лучших мастеров мира, работающих в бесконечно разнообразных жанрах этого искусства.
Всё это есть у них, у нас же искусство военно-исторической миниатюры ещё живо только благодаря стараниям немногочисленных любителей-одиночек, часть из которых представляет свои работы на данной выставке. Нет у нас в стране ни одного музея оловянного солдатика, ни официального признания этого вида искусства, ни широкого распространения этого увлечения. Хотя приобщиться к этому жанру художественного творчества сейчас может практически каждый желающий, достаточно приобрести растиражированную промышленным образом фигурку, взять в руку кисть, обмакнуть её в краску, и попытаться сотворить, в меру своей фантазии и терпения, что-нибудь ни на что не похожее.
Будем надеяться, что военно-историческая миниатюра, как жанр искусства, сочетающего в себе эстетическую и историческую значимость, возродится у нас по-настоящему, благодаря общим усилиям всех неравнодушных к истории и культуре своего Отечества.