Военно-историческая миниатюра / Cекция Военно-исторической миниатюры / История Московской cекции ВИМ (часть 4)
История Московской cекции ВИМ (часть 4)
1992 год также начался для Московской секции вроде бы вполне удачно: передачи на телевидении с пространными рассуждениями и многообещающими заявлениями; новые «проекты» очередных суетливых молодых бизнесменов; покупка оборудования для массового производства; всевозможные заказы и т.д.
В апреле месяце Московская секция приняла участие в выставке в Политехниче-ском Музее, совместно со стендовыми моделистами. Мастера, не входившие в сек-цию, выставились в музее-панораме Бородинской битвы.
В августе же 1992 года открылась с большой помпой во всё том же Музее Вооружённых Сил долгожданная 1-я Международная выставка военно-исторической миниатюры. Из-за рубежа на неё, правда, приехали представители лишь братских народов Украины и Белоруссии. Всего 54 мастера из примерно двух десятков городов. В подавляющем большинстве это были знакомые всё лица, дебютантов были лишь считанные единицы. Не было на выставке несколь-ких признанных корифеев: кто-то уехал за границу; другие открыто прервали все связи с Московской секцией, уйдя в «раскол»; скончался А.Жданкин.
К сожаленью, с московской секцией не желали сотрудничать представители Пи-терской школы, хотя именно в этом году они наконец-то смогли воссоздать свой Клуб Любителей Военно-исторической Миниатюры, растворившийся некогда в недрах «наполеоновской» ассоциации АЛИНЭ. Правда, Питерский клуб не вошёл тогда ещё в силу, к слову сказать, он тогда ещё не обрёл свою старую исконную крышу – Музей А.В.Суворова, куда миниатюристам удалось вернуться лишь спустя два года. Жаль, что питерцы из года в год игнорировали наше Московское общество, ведь в последние годы у них появились вполне достойные мастера, даже в жанре объёмной миниатюры, несмотря на то, что в Петербурге традиционно культивировалась лишь плоская нюрнбергская фигурка. Вероятно, после большевистской эпохи всеобщей коллективизации всех отраслей жизни нашего народа, теперь в нём стали преобладать индивидуалистские или сепаратистские течения, особенно проявлявшиеся в художественной среде. Теперь каждый мастер стремился самовыразиться в одиночку, и только для себя самого – «любимого и дорогого».
На выставке прогремели всё те же имена: Коннова, Блёскина, Киреева. Правда, им на пятки наступали уже и другие: Калиничев, Шиховцев, Шевчук, Оксём, Бутенин. Да и многие другие мастера в отдельных компонентах своих работ ничуть не уступали «мэтрам». Представленные на выставке работы самых разных жанров, из самых разных материалов, выполненные по самой разной технологии в подавляющем своём большинстве отличала высокая техника исполнения и художественное мастерство, или если хотите, то, по аналогии с фигурным ката-нием – артистизм.
После очередного громкого успеха выставки, казалось, что наше движение наконец-то начнёт набирать обороты, разрастаясь вглубь и вширь. Всем верилось, что искусство миниатюры получит вскоре официальное признание не только за границей, но и у нас на Родине, и наконец-то будет создана международная ассоциация, объединяющая всех художников этого жанра. Однако дальнейший ход событий в жизни нашей страны не позволил сбыться этим надеждам. Оглядываясь с высоты прошедших с той поры лет, теперь можно смело утверждать, что выставки 1991-1992 гг. были пиком взлёта этого искусства в наших странах. «Лебединая песня» его, быть может, ещё впереди, но закат давно уже наступил.
То, что не всё было ладно в те годы в «нашем королевстве» говорят многие факты. Весьма показательна в этом отношении судьба фирмы «Лейбъ-компания», дела у которой, что называется «не пошли» почти с самого начала. То ли в этом была виновата сложная экономическая обстановка в это время во всей стране, на внутренний рынок которой прежде всего хотели ориентироваться создатели фирмы. То ли их недальновидная политика протекционизма по отношению к работам лишь узкого круга мастеров, без всякого учёта потребительского спроса на эти работы. То ли виноваты сами эти мастера, пускавшие в тираж фигуры, что похуже, а более удачные «зажимали». Скорее всего, они опасались, возможно, вполне справедливо, что ушлые «пираты» живо их «передерут» и распустят по всему свету. Бороться с этим можно было только тем, чтобы самим как можно живее распускать свои творенья по свету.
Так или иначе, но бизнес у «Компании» явно не пошёл, и через пару лет от фирмы осталось одно только название на вывеске магазина, да и то уже принадлежащего совсем чужим людям.
1993 год не подарил Московской секции также ничего хорошего. Медленно угасли последние надежды на исполнение задуманных некогда грандиозных проектов. Лопнула затея «Лейбъ-компании» с массовым производством полистирольных фигур, хотя другая небезызвестная теперь фирма в это время начинала раскручивать своё производство, и в отсутствии всякой конкуренции творила, что хотела. Вскоре, однако, выяснилось, что мастер-модели для этой фирмы будет делать самый знаменитый наш скульптор. С одной стороны это радовало, что наконец-то у нас в широкой продаже появятся работы классного мастера, но с другой стороны огорчало, что ещё один из наших ушёл «на сторо-ну», в чужое дело, где он, скорее всего, окажется на положении винтика, которым будут крутить, как хотят, и кто хочет. В таком производстве мастер зачастую остаётся беззащитным перед произволом хозяина, не имея никаких авторских прав на произведённый продукт, на отчисление процентов с тиража и последующих перепродаж, которые даже по старым советским законам составляли внушительную сумму. Да что там говорить, даже имя скульптора не указывается на коробке с изделием, в отличие от художника, рисовавшего эти коробки. Чаще всего авторские права скульпторов попросту присваиваются хозяевами фирм, которые предпочитают расплачиваться с мастерами «чёрным налом» в нарушении всяческих законов.
В 1993 году в Европе опять-таки блистали наши мастера. А.Блёскин получил Золотую медаль на международном конкурсе Euro-Militaire в г.Фолкстоне, в Великобритании, а во Франции в Севре – завоевал Кубок Кубков. В.Коннов на конкурсе Militalia в г.Милане в Италии получил специальный приз.
В России в этот год секция участвовала всего лишь в одной скромной, камерной выставке: «Русский военный мундир» в стенах Московской Театральной Библиотеки. Небольшая часть членов Московской секции приняла участие в выездной выставке в г.Ярославле. В 1993 году очевидно людям в нашей стране, и уж тем более в самой Москве было уже не до выставок, у них были другие «развлечения». Делёж национальных богатств, междоусобицы и разборки, спровоцированные высшими эшелонами власти, отбросили Россию от цивилизованного пути развития общества, и столкнули в трясину мрачного прозябания и судорожной борьбы за выживание. В этом процессе художники-миниатюристы со своими творческими идеями и мечтаниями были явно лишними.
В Москве тогда бурную деятельность развила фирма с красноречивым названием «Негоциант». Начало её работы на поприще миниатюры выглядело весьма впечатляюще: цветные проспекты-каталоги, выставка аж в самой Бородин-ской панораме. Да и качество тиражируемых ею фигур было весьма приличным, выгодно отличавшимся от всего того, что было раньше на нашем рынке. Это и не удивительно, ведь оказалось, что «Негоцианту» удалось сманить к себе одного из самых самобытных и плодовитых мастеров Московской секции – А.Калиничева. Однако и с ним повторилась всё та же извечная история, которая всегда возникает между художником, оказывающимся в чужом деле на положении наёмного рабочего, и самим «хозяином». И на сей раз, мастер оказался «мальчиком на побегушках», а никак не равноправным партнёром и совладельцем бизнеса. Доходило даже до того, что на провинциальных выставках «хозяин» выставлял работы Калиничева под своей фамилией. Наши мастера к сожаленью так и продолжали поодиночке «продаваться» за гроши, не желая заниматься организацией общего дела.
В середине 1994 года Московская секция участвовала в выставке организованной Музеем Вооружённых Сил и Российской Государственной Библиотекой по Искусству, как теперь стала называться бывшая «театралка». В сентябре во всё том же МВС была проведена большая выставка уже всей ассоциации авторов ВИМ из разных городов России, Белоруссии и Украины, со всеми, кто ещё продолжал сотрудничать с Москвой. Не было только, конечно же, питерцев.
По размаху экспозиции эта выставка, безусловно, уступала смотрам 1991 и 1992 гг., слишком многое изменилось в нашей стране за последние годы. Поменялось и само отношение руководства музея к нашей деятельности, которое всё больше и больше задвигало нас «на задворки», что сразу же почувствовали многие мастера, отказавшись от участия в выставке в стенах этого музея.
Но, несмотря на все эти негативные закулисные моменты, выставка всё же уда-лась. Хотя она и получилась несколько камерной, но зато уровень работ на ней был как никогда самый высокий. Давно знакомые авторы порадовали своим неожиданно возросшим мастерством, как, например, О.Оксём из Ялты, поразивший всех своей композицией «Развод караула» по картине Гебенса. Да и «мэтры» были на высоте: А.Блёскин выставился со своей «американской» серией фигур, но потряс всех В.Коннов со своим «потрясённым» Наполеоном, и созерцающим запорожским казаком.
Неудивительно, что в этот год на зарубежных выставках работы московских мастеров опять занимали самые высокие места. А.Блёскин во Франции на выставке Булонь-Экспо получил Первую Премию, Золотую Медаль и завоевал Гран-при конкурса, так называемый титул «Best of show».
Однако наряду с радостными моментами стало всё больше казаться, что на соб-ственной Родине наш жанр переживает настоящий кризис. Так и не удалось создать ни Московской, ни Российской, ни тем более Международной ассоциации объединяющей авторов военно-исторической миниатюры самых разных жанров, хотя бы в информационном плане. Не говоря уже о том, чтобы это объединение получило официальное признание, и статус, например, секции при Союзе Художников России, или других творческих союзов, куда втихаря вступали отдельные мастера. Несомненно, что подобный поворот событий позволил бы открыть новые пути в развитии жанра миниатюры, и избежать углубления кризиса. Положительным делом такого объединения уже было хотя бы то, что мастера разных школ Москвы, Петербурга, других городов и даже стран не были бы разобщены из-за отсутствия элементарного обмена информацией о своих организационных и творческих планах.
В сравнении с Москвой в Питере, например, большая группа миниатюристов собралась наконец-то вместе под крышей своей альма-матер – Музея А.В.Суворова, и довольно успешно занялась выставочной деятельностью, и даже выпуском собственного альманаха. Анализ достоинств и недостатков этого издания – тема особого разговора, но, несомненно одно, что почти чисто «солдатистский» альманах оказался весьма жизнеспособным, за прошедшее десятилетие вышло в свет уже около 3-х десятков выпусков.
Москве подобным похвастаться к сожаленью было нельзя. Ушли в прошлое рукописные выпуски «Библиотеки ВИК», явно устарела единственная брошюра по технологии изготовления миниатюры, описывающая «дедовские» методы создания фигур, буклеты московских выставок не удовлетворяют уже современным требованиям к полиграфической продукции. Набор открыток: «Стойкий оловянный солдатик. Выпуск 1», изданный ещё в 1989 году, так и остался первым и единственным.
Бум авторской миниатюры в Москве явно угасал. Рынок постепенно наводнился разнообразной и более доступной западной продукцией, авторские же работы из-за своей высокой цены не могли с ней конкурировать. Таким образом, наши мастера на Родине остались почти не удел, заниматься ширпотребом они не умели, а дорогие и качественные авторские вещи не находили должного спроса у непритязательного отечественного потребителя, всевозможных так называемых «коллекционеров». «Звёзд» на всех мастеров не хватало, точнее эта фирма так и оставалась у нас в стране единственной. Являясь монополистом в сфере массового производства полистирольных фигур, она не очень то радовала публику разнообразием и качеством ассортимента выпускаемой продукции. Исключение составляли, пожалуй, только наборы, сделанные по мастер-моделям А.Блёскина.
К сожалению у большинства других московских мастеров дела с авторской миниатюрой складывались не так успешно. Блистали лишь на рынке растиражированные «Негоциантом» работы А.Калиничева. Да пожалуй, ещё С.Соболеву благодаря в первую очередь его собственной уникальной работоспособности, и новым технологическим приёмам, удалось наладить настоящее производство авторских фигур неповторимого оригинального художе-ственного стиля, выгодно отличавшего его на фоне ширпотреба, культивируемого нашим рынком.
Однако именно в это время у московских мастеров и фирм стали появляться серьёзные конкуренты в самых разных отраслях, как массового производства, так и авторской миниатюры. В Санкт-Петербурге, например, к этому времени возникли одна за другой сразу несколько фирм-производителей оловянных фигурок: «Русский витязь», «Синеус», «Carre-LTD» и др. Но наиболее известной фирмой из этого списка суждено было стать только одному «Русскому витязю». Именно под этой маркой стараньями небезызвестного предпринимателя А.Арсеньева удалось объединить нескольких крупных питерских мастеров: скульпторов, художников, формовщиков, литейщиков и др., всего до нескольких десятков человек. Общие усилия специалистов разных областей, и грамотная организация всего процесса производства позволили фирме очень скоро выделиться на рынке. Более того, в 1994 году «Русскому витязю» удалось выйти на «мировую арену», поучаствовав в международных выставках, и завязав отношения с западными партнёрами.