Военно-историческая миниатюра / Cекция Военно-исторической миниатюры / История Московской cекции ВИМ (часть 3)

История Московской cекции ВИМ (часть 3)

В 1990 году началось масштабное проникновение русской миниатюры на запад. Впервые в рамках международного военно-исторического фестиваля во Франции в городе Компьене на выставке миниатюры были официально представ-лены работы московских мастеров. Фурор произвели фигуры, выполненные А.Блёскиным, получившие 1-ю и 2-ю премии в своих разделах. Осенью того же года во всё той же Франции на выставке в пригороде Парижа – Севре ещё одна работа Блёскина получила 3-ю премию. Для до тех пор неизвестного мастера из России, дебютанта огромных  международных выставок это было потрясающим успехом. Европа заговорила о «русском чуде».

На родине «чуда» в тот год успехи военно-исторической миниатюры были куда скромнее. Удалось всего лишь напечатать чёрно-белый (даже очень чёрный) буклет Первой Московской выставки, где наряду с уже знакомыми ещё с 1987 года именами появились и новые: В.А.Евдокимов, В.Ю.Балакирев, С.Шиховцов и А.С.Чегодаев. Лишь в начале 1991 года части членов Московской секции удалось выставить свои работы на выставке организованной на деньги вновь народившегося Дворянского собрания в Георгиевском соборе на улице всё ещё Степана Разина, в самом центре Москвы. Несмотря на всю камерность выставки, она имела широкий резонанс, и опять в ряды членов секции широкой волной потекло пополнение, и не только из москвичей, но и из жителей других городов. В связи со всем этим возникла настоятельная потребность в устройстве большой вы-ставки-конкурса с участием мастеров изо всех уголков страны. Необходимо было воочию увидеть и мастеров и их работы, чтобы оценить степень развития нашего искусства в масштабах всего тогда ещё СССР.

Пока велась подготовительная работа к проведению этого смотра, отдельным представителям секции удалось выставить свои миниатюры на очередной международной выставке во Франции в Севре. Этот конкурс был традиционным и признанным не только в Европе, но и во всём мире. И опять на нём произвели фурор русские работы, А.Блёскин завоевал сразу две премии: 1-ю и 3-ю, и тут же получил приглашение остаться во Франции и работать на одну из ведущих европейских фирм.

Не подлежит никакому сомненью тот факт, что своим появлением на западном рынке работы москвичей Блёскина, Сомова, Коннова совершили едва ли не переворот в устоявшемся, если не сказать застоявшемся стереотипе восприятия «западниками» военной миниатюры как всего лишь прикладной вещи, солдатика-игрушки, маленького манекена для изображения военного мундира и не более того. С момента начала «русской экспансии за бугор» и там бурными темпами стало развиваться направление «психологичности, богатого внутреннего мира» миниатюрной скульптуры, а не просто какой-то прикладной функциональности, или голого натурализма.

Работы наших лучших мастеров уже нельзя было и назвать просто оловянными солдатиками. И вовсе не потому, что они зачастую изготавливались в единственном экземпляре, из специальных полимерных пластических масс (изго-товленную таким образом мастер-модель можно было легко «заформовать» и затем тиражировать уже в олове), а потому, что они стали, сродни произведениям настоящего ювелирного искусства, по степени проработки деталей, отточенности форм фигуры, композиции и т.д. и т.п. К тому же по качеству росписи фигур масляными красками лучшие мастера приближались к классическим образцам изобразительного искусства – миниатюрной живописи и портрету.

Приходится только удивляться, как в нашей стране тогда ещё СССР выросли высокопрофессиональные мастера в жанре, которого до недавнего времени и на протяжении десятков лет просто не существовало. Традиция высокохудожественной военно-исторической миниатюры, которой в России занималась даже фирма «Фаберже» была прервана с момента прихода к власти большевистского режима. В  пламени борьбы за новый мир и нового человека сгинули старые отечественные мастера и фирмы, прервалась связь с западным миром, да и исчез спрос на подобное искусство из-за всеобщего и поголовного обнищания материального и даже духовного. 

Практически на пустом месте, в отсутствии традиции, преемственности поколе-ний, художественной школы и даже инструментальной базы и необходимых материалов, едва ли не благодаря только одной «генной» памяти наши умельцы всего лишь за считанные годы возродил это искусство. Создали собственную технологию лепки, литья и росписи фигур, подобрали материалы и довели свои творения до такой высоты, что западные любители и профессионалы этого дела были просто потрясены и обескуражены, когда впервые познакомились с работами лучших московских мастеров. «Цивилизованному» миру тогда всё ещё казалось, что в Москве до сих пор по улицам медведи бродят. 

На самом деле в Москве в это время по улицам «бродили» не медведи, а танки. В августе месяце 1991 года, как только в Москву стали съезжаться десятки мастеров миниатюрного жанра из более чем 20-ти городов Союза ССР, чтобы принять участие в первом в стране масштабном смотре-конкурсе, в столице разразился «августовский» путч небезызвестного «пьяного ГКЧП». Несмотря на столь неудачное совпадение выставка, организованная в залах Музея Вооружённых Сил всё-таки открылась, сразу после «победы Демократии».

Несмотря на отсутствие рекламы, и занятость москвичей, ликовавших и отмечавших народную победу, выставка произвела фурор среди военно-исторической публики, никогда ещё доселе не лицезревшей такого обилия работ такого высокого качества. Тысячи людей посетивших выставку,  не могли ранее даже и представить себе, что такое возможно в нашей стране, отказываясь верить, что это всё сделано человеческими руками.

1991 год стал определяющим и переломным не только в истории нашего государства, но и в развитии военно-исторической миниатюры. Многие увидели, что наше искусство способно заинтересовать самые широкие слои населения, пробуждая в них «чувства добрые», просто даря радость, и не одним только маленьким мальчишкам. Появилась надежда, что какое-то внимание к нашему искусству будет проявлено и со стороны государства, в мечтах виделось даже создание в недалёком  будущем музея оловянного солдатика.

На этой выставке мастера московской школы наконец-то увидели работы своих периферийных коллег, у многих из которых было чему поучиться. Особенно впечатляли миниатюры М.Киреева из далёкого Омска, Шевчука из тогда ещё нашего Киева, О.Оксёма из Ялты, и многих других. Пришло осознание того, что военной миниатюрой можно и главное нужно заниматься профессионально, или же иначе вообще не стоит этим заниматься, т.к. художественный уровень работ ведущих мастеров был чрезвычайно высоким, приблизиться к которому всем остальным можно было только в результате долгой, кропотливой и целенаправленной работы.

Сразу после выставки 1991 года на волне эйфории Московская секция развила бурную деятельность. Заказы и предложения сыпались со всех сторон, одни хотели наладить массовое производство фигурок из олова и полистирола, другие мечтали объехать с нашей экспозицией весь мир, третьи – издавать каталоги и книги о солдатиках. Заинтересовались нашим творчеством и средства массовой информации, свет увидели многочисленные публикации в прессе и сюжеты на телевидении. Вскоре, однако, выяснилось, что все эти многочисленные пред-приимчивые, деловые люди, крутившиеся вокруг секции на поверку мало, что толком могли организовать. Знания и умения наших мастеров так и остались  в то время невостребованными, хотя в рядах секции состояли профессионалы  разных областей: как полиграфии, так и промышленного производства,  способные грамотно разработать и смакетировать буклеты, каталоги и книги по миниатюре, а также отработать технологию массового тиражирования фигурок. С.Соболев известный теперь (правда, в узких профессиональных кругах) автор, разрабатывающий для одной из фирм мастер-модели, тогда в одиночку собрал у себя дома миниатюрный термопласт-автомат, изготовил пресс-формы и опробовал всю технологическую цепочку производства фигур из полистирола. Однако, и его опыт остался неоценённым, никто так и не смог на практике поддержать его начинание, оставшееся незамеченным. Хотя именно в это время знаменитая теперь фирма (к несчастью единственная в нашей стране) вымучивала свои первые примитивные наборы солдатиков, мастер-модели к которым делал также наш старый «виковец» Р.Паласиос, известный ныне художник. Можно себе представить насколько успешнее могли пойти дела, если бы пути мастера и фирмы пересеклись тогда, а не 7 лет спустя. Но об этом речь пойдёт позднее, а пока мастера секции продолжали осаждаться толпами самых разных энергичных людей, досаждавших своими наполеоновскими планами, ни один из которых, как показало время, так и не был воплощён в жизнь. 

В самом конце года часть молодых мастеров секции, соблазнённая всяческими посулами очередной группы предприимчивых товарищей,  приняла участие в большой выставке авторских произведений декоративно-прикладного искусства, организованной с большой помпой в одной из церквушек на Новоарбатском (Калининском) проспекте. Несмотря на весь шик и блеск, а также и пыль пускаемую устроителями в глаза посетителям и участникам выставки, мы так и не смогли дождаться выполнения их обещаний о запуске полиграфического производства, или даже хотя бы о выпуске одного единственного буклетика с солдатиками.

В этом же году часть мастеров Московской секции, объединив свои усилия, со-здала фирму «Лейбъ-компания», главным видом деятельности которой должна была стать торговля солдатиками. Судя по составу собравшихся в фирме художников, она обещалась стать ведущим производителем авторской миниатюры. Лучшие мастера Москвы получали от неё заказы на изготовление мастер-моделей, появился даже свой магазин с одноимённым названием в самом центре столицы.


Новости миниатюры

Новости реконструкции

Новое в галерее

Новинки библиотеки

Новости сайта

Бирки