Военно-историческая миниатюра / Cекция Военно-исторической миниатюры / История Московской cекции ВИМ (часть 1)

История Московской cекции ВИМ (часть 1)

Секция миниатюры Военно-Исторической Комиссии при Центральном Совете Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры  отметила уже 30 лет с момента своего образования. Само существование такой секции на протяжении такого долгого времени было уникальным явлением в общественной жизни нашей страны, правда, по большому счёту оно осталось, быть может, по настоящему и незамеченным,  и уж точно по достоинству неоценённым этим обществом. Многие годы в рамках этого не такого многочисленного добровольного сообщества были объединены люди, обладающие уникальными навыками, если не сказать – даром творчества,  искусством создания произ-ведений в жанре до тех пор неизвестном в нашей стране. 

К тому же, большая часть этих мастеров соединяла в себе ещё и качества профессиональных военных историков, являвшихся почти единственными носителями знаний по многим отраслям военного дела, также до тех пор не культивировавшихся официальной исторической наукой. Они были одни, по сути, в нашей стране, кто продолжал традиции отечественной военно-исторической науки, рассматривая нашу историю на всём её многовековом пути развития не оглядываясь на идеологические установки и прямые запреты правящей тогда у нас партии.

Они же, как оказалось, восприняли традиции той школы военно-исторической науки, лучшие представители которой были вышвырнуты политическим катаклизмом из Отечества и оказались в вынужденной эмиграции.  Во многом благодаря этой преемственности не «распалась связь времён» и отечественная школа военно-исторической науки освобождённая от идеологической удавки смогла, в конце концов, возродиться. 

Стараниями этих немногочисленных энтузиастов было возрождено в нашей стране и давно утерянное искусство создания военно-исторической миниатюры.

Московская секция военно-исторической миниатюры оформилась в структуре ВИКа в середине 1980-ых годов в первую очередь благодаря стараниям председателя этой комиссии Петра Фёдоровича Космолинского – художника и историка, давнего собирателя игрушечных солдатиков и автора-изготовителя собственных оловянных миниатюр. Одним из первых в нашей стране начал возрождать и  военно-историческую науку в её неразрывной преемственности и это забытое искусство. Возглавив секцию, П.Ф.Космолинский вместе со своими немногочисленными тогда ещё последователями заново воссоздавал утерянную после 1917-го года традицию миниатюрной военно-исторической скульптуры, или попросту говоря – оловянного солдатика.

Хотя секция ВИМ, как объединение авторов и любителей оловянных солдатиков зародилась в недрах ВИК, ещё неизвестно, что возникло раньше «курица» или «яйцо». Ведь для многих любителей военной истории объ-единяющим фактором тогда являлась именно общая страсть к этим маленьким фигуркам в разноцветной военной форме. В те годы оловянных, пластилиновых, деревянных или даже бумажных солдатиков делали все, ну или почти все, за редким исключением, кто интересовался военной историей в нашей стране, просто потому, что в магазинах у нас не было ничего достойного качества и исторической достоверности. А уж игрой то в солдатиков пусть даже и магазинных увлекались уж точно поголовно все.

 Поначалу всё военно-историческое движение в нашей стране развивалось именно вокруг этих маленьких фигурок. Создание оловянной миниатюры тогда было делом довольно долгим и сложным, очень трудоёмким, требующим от мастера скрупулёзной, если не сказать ювелирной точности и большого терпения. Но с ещё большими трудностями автору приходилось сталкиваться из-за отсутствия доступной достоверной информации о покрое мундиров, конструкции вооружения, амуниции и т.п., а также и о строевых приёмах и о тактике действий разных армий в различные эпохи.

В одиночку пытаться докопаться до ответов на все вопросы в публичных библиотеках, а если очень повезёт, то в малодоступной в те годы «Ленинке» было, конечно же, невозможно. А ведь существовали ещё и вовсе недоступные тогда для широких кругов архивные коллекции документов и музейные собрания подлинных образцов обмундирования. Скульптору приходилось преодолевать неимоверные трудности, чтобы добыть необходимую информацию и реконструировать в миниатюре конкретный мундир, создав тем самым фигурку, отвечающую самым строгим правилам, предъявляемым к исторической скульптуре. Солдатик должен был быть одет в исторически точный мундир, вооружён полагавшимся ему холодным и огнестрельным оружием, снабжён необходимой амуницией и снаряжением. И плюс ко всему этому сама поза фигурки, изображающая тот или иной строевой или ружейный приём, должна была соответствовать, а не противоречить строевым уставам и тактике ведения боевых действий конкретной эпохи. Кроме того, и физиономия солдатика, и пропорции его тела должны были соответствовать национальности, возрасту, характеру и воинскому чину того прототипа, образ которого художник старался воплотить в своём миниатюрном произведении.

Чтобы справиться со всеми этими задачами,  разрозненным авторам-одиночкам необходимо было объединить свои усилия и обмениваться информацией с людь-ми, имевшими доступ к закрытым источникам. Так и сложилось в начале 80-х годов в Москве неформальное объединение авторов миниатюр и историков – любителей этих же миниатюрных солдатиков, приютившихся в  1982-1983 году под крылом ВООПИиК.

И те и другие любители, увлечённые общим пристрастием, самозабвенно добывали информацию о мундирах, вооружении, тактике и ходе сражения разных стран и эпох, но в первую очередь, конечно же, о внешнем облике русских солдат. 

Полученные таким образом сведения тут же воплощались в пластилине, олове или бумаге. А созданные армии часто сходились в нешуточных сражениях на полах и столах многих московских квартир. Такие игры лишь со стороны для непосвящённых могли показаться детской забавой, на самом же деле они являлись составной частью процесса познания и изучения военной истории нашей страны, да и других государств,  о которых тогда было мало что известно. Будучи в подавляющем большинстве непрофессионалами, и с точки зрения официальной исторической науки, и с точки зрения официального искусства, создатели военно-исторической миниатюры были почти лишены возможности донести своё видение и  свои знания до широких слоёв нашего народа. Музеи не нуждались в их работах, выставочные залы также ими не интересовались, официальные научные издания и средства массовой информации также не испытывали необходимости в их нетрадиционных работах: «разжигавших милитаристский дух в нашей миролюбивой стране».

Полученные таким образом сведения тут же воплощались в пластилине, олове или бумаге. А созданные армии часто сходились в нешуточных сражениях на полах и столах многих московских квартир. Такие игры лишь со стороны для непосвящённых могли показаться детской забавой, на самом же деле они являлись составной частью процесса познания и изучения военной истории нашей страны, да и других государств,  о которых тогда было мало что известно. Будучи в подавляющем большинстве непрофессионалами, и с точки зрения официальной исторической науки, и с точки зрения официального искусства, создатели военно-исторической миниатюры были почти лишены возможности донести своё видение и  свои знания до широких слоёв нашего народа. Музеи не нуждались в их работах, выставочные залы также ими не интересовались, официальные научные издания и средства массовой информации также не испытывали необходимости в их нетрадиционных работах: «разжигавших милитаристский дух в нашей миролюбивой стране».

Теперь ни для кого не секрет, что в годы глубокого застоя в СССР в отношении военно-исторических знаний официальная наука также находилась в дремучем, первобытном состоянии. Военное наследие «проклятого царского прошлого» долгое время вообще напрочь отрицалось правящим коммунистическим режимом, а официальная военно-историческая наука в основном занималась тем, что по указке свыше «отбеливала», если не сказать точнее – отмывала от крови «ошибки» большевистского руководства страны и армии, совершаемые ими с пугающей периодичностью. В результате всего этого военная история нашей страны, да и всего мира, как до 1917 года, так и после представляла собой для «непосвящённых» – широких кругов любителей истории сплошной цепочкой белых пятен, или даже запретных зон,  попахивающих колючей проволокой для тех, кто пытался приподнять над ними завесу неизвестности.

Почти единственной милостиво разрешённой свыше темой из «проклятого цар-ского наследия» была «Гроза двенадцатого года», интерес  к которой периодически подхлёстывался официальной пропагандой. Хорошо, что хоть к этому делу «приложили руку» люди далеко не бесталанные, если не сказать гениальные. Начиная с Толстого и заканчивая Рязановым и Бондарчуком, чьи творенья в самых разных жанрах подстёгивали интерес к военной истории России в самых широких слоях нашего общества. Благодаря чему у нас и сформировалось в конце 1970-х  начале 1980-х годов поколение независимых историков, которые за последние годы полностью перевернули устои казавшейся незыблемой официальной истории.  

Также исподволь, в 80-х годах прошлого столетия, когда одиночки-энтузиасты в Москве объединились наконец-таки в рамках ВООПИиК, начался переворот в общественном сознании и по отношению к оловянным солдатикам, не только как к детской забаве, но и уже как к модному и дорогому предмету коллекционирования предметов настоящего искусства. Правда, зачастую от обывателей продолжала всё ещё оставаться скрытой закулисная сторона творчества миниатюристов, которая наряду с  художественным образом ценилась самими авторами военно-исторической фигурки едва ли не столь же высоко – это историческая достоверность мельчайших деталей изображаемого объекта. Всё должно было быть сделано с точностью не «до миллиметра», а до десятых его долей в такой маленькой по размеру фигурке.


Новости миниатюры

Новости реконструкции

Новое в галерее

Новинки библиотеки

Новости сайта

Бирки