Военно-историческая миниатюра / Мастера миниатюры / Оксём Олег Николаевич
Оксём Олег Николаевич
В поисках воплощения полюбившегося образа, Олег стал собирать всех подряд выпускавшихся тогда промышленностью солдатиков. Вскоре у него накопилась огромная, по понятиям ребенка, коллекция – свыше 600 фигурок. Солдатики были самых разных размеров и из различных материалов: из металла, пластмассы и дерева, самых разных тематик: рыцари и автоматчики, революционные матросы и мотоциклисты, и многие другие воины. Однако некоторая примитивность и даже убогость тематики военных игрушек выпускавшихся в тогдашнем СССР удручала художественную натуру мальчика, ведь не было среди них того самого «стойкого», с перекрещенными на груди ремнями, в высокой шапке, украшенной перьями.
И тогда Олег решил сам создать свое собственное игрушечное войско. Вскоре по ковру в детской комнате двигались целые армии. Не беда, что они были из картона и бумаги, разрисованные карандашами и красками, в воображении ребенка это были настоящие солдаты, именно такие, какими он и хотел их видеть.
Постоянно совершенствуясь в рисовании, Олег создавал все новые и новые фигурки. Но для того, чтобы добывать исторически достоверную информацию о том, как выглядели реальные солдаты, сил приходилось тратить все больше и больше. По крупицам собирались сведения даже о «разрекламированных» «Героях грозы 1812 года». Отовсюду, откуда, только было возможно: со спичечных этикеток, старинных открыток, брошюр и т.п. Олег срисовывал изображения солдат. Вооружившись карандашами и калькой, он целыми днями просиживал в библиотеках в поисках исторического иллюстрированного материала. Знаменитый художественный кинофильм «Гусарская баллада» однажды как-то был им просмотрен пять раз подряд. Рисунки делались Олегом прямо в кинозале, и по памяти уже дома, перерисовываясь по несколько раз. Понемногу воины его армии приобретали все более и более реальные очертания. И вот уже маршировали по ковру стройные колонны гренадер, поскакали кирасиры, полетели «песенным» галопом удалые уланы!К сожалению, в все времена большинством окружающих людей «дела давно минувших дней» воспринимаются лишь как забавная сказка. Герои 1812 года представляются не более реальными, чем былинные богатыри и сказочные персонажи. Олегу же хотелось «оживить события» - коснуться рукой холодной стали русских штыков и клинков, примерить доспехи и мундиры. Так пришел интерес к материальным следам прошлого, тем более что они буквально «валялись» под ногами. Древняя земля Крыма богата историческими событиями. Многие народы оставили в ней следы своего пребывания: скифы, греки, римляне, готы, генуэзцы и многие другие. С теми, кто искренне не равнодушен к истории своей Родины, земля щедро делилась своими богатствами, преподнося время от времени любопытные сюрпризы.
Из случайных находок, буквально пинавшихся ногами недальновидных прохожих, составилась настоящая коллекция, по которой наглядно можно проследить 2000-летнюю историю страны. И пусть это были не сияющие золотым блеском пекторали, а всего лишь маленькие, разъеденные временем наконечники скифских стрел; не булатные рыцарские мечи, а почерневшие, тоненькие средневековые монетки. Зато все это было настоящим, их тех самых «былинных времен». Осколки античных амфор и римской черепицы, детали оружия, снаряжения и доспехов, украшения, монеты, всевозможные изделия из железа и бронзы, печать турецкого военачальника, старинные пули и многие другие материальные следы истории долгие годы собирались Олегом в самых разных уголках нашей некогда необъятной Родины.Атрибуция этой массы находок потребовала от пытливого юноши глубокого изучения самых разных исторических дисциплин: фалеристики, оружиеведения, истории искусств, не говоря уже о нумизматике и многих других отраслях знания. Необходимые знания приходилось добывать едва ли не с большим трудом, чем давались сами находки. Только путем долгого самообразования, штудируя все доступные книги, научные статьи, исследуя музейные экспозиции, изучал Олег материальную культуру прошедших времен.
Знакомство с любым городом, куда ему удавалось попасть, начиналось с тщательного осмотра экспозиций исторических и краеведческих музеев. Тут же многие вещи обрисовывались, описывались и по мере возможности обмеривались. Приобретенные исторические знания помогали его реализации в художественном творчестве – Олег рисовал, лепил, вырезал из дерева и поленьев своих героев со всё большей и большей художественной и исторической достоверностью. Закончил с отличием Ялтинскую детскую художественную школу, обучение в которой внесло, как Олег сам выражался, «некоторый профессионализм» в его детские рисунки.
Спустя годы, уже находясь на службе в рядах Вооруженных Сил СССР, Олег случайно наткнулся на статью московского художника Петра Фёдоровича Космолинского «Стойкий оловянный солдатик», о которой, несмотря на все перипетии армейской жизни, не мог забыть. Вновь сказочный Андерсеновский герой, возникший из далекого детства, перевернул судьбу теперь уже взрослого человека. После демобилизации Олег первым же делом разыскал в библиотеке тот самый журнал (№4 за 1984 год «Наука и жизнь») и, следуя советам мастера, стал пробовать свои силы в оловянной миниатюре.Достаточно быстро Олег приобрел необходимые навыки для самостоятельного производства солдатиков. Лепил фигурки, формовал и гравировал литейные формы, отливал солдатиков из оловянно-свинцового сплава, и красил их. Что-то получалось, что-то не очень, и сразу же возникла потребность поделиться творчеством с единомышленниками, которых в родном городе не оказалось. Олег поехал в Москву. Через музейных работников удалось узнать домашний телефон П.Ф.Космолинского. Набравшись «наглости», а точнее смелости, Олег напросился к нему в гости, чтобы показать свои работы. Эта встреча с уникальным мастером и человеком предопределила судьбу начинающего художника, навсегда увлекшегося миниатюрной скульптурой.
Впрочем, не одному только Олегу Оксёму Петр Федорович подарил «путевку в жизнь». Автор этих строк, также как многие московские, да и не только столичные миниатюристы, многими своими достижениями обязаны этому мастеру. Приходится только сожалеть, что такой человек так рано ушел из жизни. Нам остается одно - не забывать Петра Федоровича Космолинского, отдавая ему дань уважения, как первому художнику, возродившему в нашей стране жанр военно-исторической миниатюры, и выражать бесконечную благодарность, хотя бы в подобных публикациях.Для Олега советы старшего опытного мастера, его консультации, «показы и примеры» оказались поистине бесценными. Благодаря наглядной помощи, Олег смог пересмотреть свои, неокрепшие тогда ещё, творческие воззрения, подтянув их к самым высоким художественным и историческим требованиям. Вскоре новые работы выдавали в нем зрелого мастера – безупречная анатомия, мягкая пластика скульптуры, мужественные образы русских воинов характеризовали его собственный авторский творческий почерк.
Продолжая поддерживать контакты с П.Ф.Космолинским и с
зародившейся Московской секцией Военно-Исторической миниатюры, Олег
совершенствовал свое искусство, осваивая новые современные материалы и
технологии, с помощью чего он добивался еще больших успехов.
Тяжелая настоящая мужская работа – служба в пожарной охране, травмы,
сотрясения, переломы – все это не добавляло свободного времени для творчества.
Но именно в середине 1990-х годов мастер создает свои лучшие творения: серии
миниатюр, посвященные Крымской войне 1853-56 г.г., Альпийскому походу Суворова
1799 г., русской армии эпохи Николая I, портретные фигуры российских
императоров, политических, государственных и религиозных деятелей; а также
макетные композиции, такие как: «Обращение князя Владимира к дружине после
крещения в Херсонесе», и «развод караула».
На сегодняшний день в арсенале мастера около сотни миниатюр, выполненных в разных стилях и масштабах – от плоских «нюрнбергских» до портретных, размером 60-150 мм. Правда они все исключительно пешие, но, за то, какие персонажи – здесь и Сталин, Черчилль, Рузвельт, и Николай II, и Наполеон с Александром I, духовный лидер кришнаитов Харикеши Свами, Петр I, Екатерина Великая, Суворов, Ушаков, Николай I, Нахимов и другие великие люди, связанные с историей Крыма и России.
Все миниатюры Олега Оксёма отмечают исключительное знание «предмета». И не только внешнего вида, т.е. всяких там «петличек, выпушек», которые мастер изображает с ювелирной точностью так, что непривычные люди могут разглядеть эти детали только под лупой, но и внутреннего мира изображаемого объекта. За всем этим стоит долгая и кропотливая работа мастера по изучению исторического персонажа, его эпохи, взаимоотношений с окружающими. Для него важен каждый штрих и не только на лице фигуры, но и в деталях мундира, оружия и пр., чтобы не разрушить ощущение реальности, передать внутренний облик персоны и атмосферу ушедшего времени.И это художнику блестяще удается. Выставляемые в Крымских музеях восковые персоны скучные и неживые, однозначно проигрывают тонким и глубоким миниатюрам Ялтинского мастера. Жаль, что по экономическим причинам в последние годы он почти лишен возможности выставлять свои работы не только на крупных международных конкурсах, но даже на местных выставках, которые попросту уже много лет не проводятся. Обидно, что соотечественники, для которых и создаются его творения, до сих пор могут воочию их увидеть и по достоинству оценить лишь на Ялтинской «аллее художников» в курортный сезон.
Будем надеяться, что эта скромная публикация позволит дать хоть какое-то представление о творчестве мастера, несправедливо забытого у себя на Родине «нестоличного» художника, едва не затерявшегося «на бывших задворках империи», вернувшегося, наконец-то, домой в Россию.