Военно-историческая миниатюра / История миниатюры / История солдатиков (часть 4)

История солдатиков (часть 4)

В России не возникло широкомасштабного собственного производства оло-вянных фигур, зато были распространены деревянные, кустарного изготовления. Часто фигуры солдат монтировались на деревянных подставках в виде решеток, так что солдаты стояли шпалерами. 

Русская историческая фигурка берет начало из древних традиций крестьянской резьбы по дереву, а также изделий из папье-маше, которые имели очень широкое распространение. До революции выпускались и коммерческие оловянные солдатики, грубо сделанные, ярко раскрашенные. В Москве во второй половине XIX столетия работают три игрушечные фабрики, из которых две - Глазунова Е.В. и Морозова А.И. выпускают картонных солдатиков, а одна – Кавыршина на Пресне была фабрикой деревянных игрушек. Производство оловянных солдатиков для Москвы не являлось характерным кустарным промыслом.

Оловянные миниатюры стали распространяться на восток из Германии через Прибалтику и Польшу. Оловянные солдатики экспортировались в основном из Германии, хотя встречались и французские, и шведские.

Фирма Хейнрихсена была самой крупной и знаменитой, а популярность ма-стера была столь высока, что его удостоили чести быть похороненным в некрополе рядом с Альбрехтом Дюрером.

В 1882 году фирма «Гейнрихсен» выставила своих солдатиков на Всемирной выставке и получила за них золотую медаль. С этого момента и начинаются все великие коллекции. Наборы солдатиков были разные: пехотный полк состоял из 20 пехотинцев – в одной лубяной коробочке, в другой – кавалерийский полк из 10 всадников, барабанщика, знаменщика и офицера. Были и большие наборы, то есть, вся группа войск для игры. Например, игра в «Отступление Наполеона из России». Солдатики были уже раскрашены, но можно было купить и некрашеных, тогда хозяин мог, раскрашивая эти фигурки, точно воспроизвести обмундирование тех или иных родов войск. В сюжеты игрушек активно входили и самые последние события. В 90-х годах XIX началась англо–бурская война в Южной Африке – и тут же появились оловянные соединения буров и англичан. Во времена русско–японской войны мальчишки играли в русскую и японскую армии…». 

Однако плоские оловянные солдатики доминировали на Германском рынке только до 1870-х гг., когда в результате «близкого знакомства» с французскими объёмными фигурками во время франко-прусской войны 1870-71 гг. немецкие мануфактуры стали переключаться на производство полуобъёмных фигурок. Одним из первых мастеров, начавших изготовление объёмных солдатиков ещё в 1867 г. отлитых из свинца и расписанных красками был Хаффнер из г. Фюрта, ранее также делавший плоские фигурки.

Немцы и в этом направлении жанра ВИМ как водится, опередили французов. Многовековые традиции изготовления миниатюр и расширенное производство их мануфактур легко позволили немцам захватить мировой рынок.

Наибольшую известность приобрёл мастер Густав Хэйде из Дрездена. Его компания, основанная ещё в 1870-м г. выпускала объёмные фигурки стандартным размером 60 мм для пешего солдатика. У них были съёмные головы, амуниция, а руки и ноги позволяли придать фигурки разные позы. В наборах было большое разнообразие типажей солдатиков, да и сам ассортимент наборов был весьма обширным: от франко-пруской войны, до англо-бурской и русско-японской. Изданный уже после 1-й мировой войны каталог продукции фирмы Хэйде предлагал любителям миниатюры около 1000 различных наборов солдатиков, каждый из которых состоял из нескольких десятков фигурок, например,40 пеших солдатиков четырёх различных подразделений. Путём замены голов амуниции и оружия, а также покраской униформы в соответствующие цвета можно было создать пехотинцев любой армии.

Правда самого Хэйде часто критиковали профессионалы ВИМ за несколько примитивный дизайн фигурок, сомнительную анатомию и неестественные позы. Однако это не мешало продукции фирмы  получить признание у самых широких слоёв населения во всех странах мира, куда он экспортировал солдатиков. Популярность его фигурок была такова, что их часто «пиратили» многие маленькие артели производителей миниатюры. Сам Хэйде также не брезговал выпускать фигурки, например, в стиле британской фирмы Брайтенс, чтобы завоёвывать новые рынки сбыта. Фирма Хэйде процветала, пережив 1-ю мировую войну, но во время второй «погибла» - была уничтожена бомбардировками союзной авиации города Дрездена в 1945 году, впрочем, как и многие другие германские производители солдатиков. Погибли мастера, были уничтожены литейные формы, модели, архивы и пр.. Солдатики Хэйде сохранились лишь в немногих коллекциях.

Не повезло не только продукции Хэйде, но и многим другим солдатикам са-мых разных фирм, во время 2-й мировой войны погибли тысячи коллекций. Во всём мире уцелели всего лишь считанные единицы комплектных наборов солдатиков, в «фирменных» упаковках, произведённых в конце 19 – нач. 20 вв.

Основные фабрики игрушек, возникшие на основе кустарных мастерских, на территории Российской Империи, находились в Варшаве, Риге, Ченстахове. Будучи « Окном в Европу», Санкт-Петербург, одним из первых воспринял культуру оловянной миниатюры. Спрос был велик, что дало возможность не только возникнуть, но и процветать в Петербурге трем наиболее крупным иг-рушечным мастерским, две из которых специализировались на оловянных солдатиках. Первая мастерская, вела свою историю с 1875 года. Это было Заведение металлических детских игрушек В. Лейземана. Наравне с жестяными каретами, корабликами паровозиками, заведение выпускало оловянных солдатиков, которые пользовались большой популярностью. Вторая мастерская, выпускавшая солдатиков, появилась в Петербурге в 1902 году - экспортная контора для кустарных изделий А.Д. Погузова. По названию можно предположить, что это лишь перевалочная база но, исходя из документов, становится очевидно, что это крупное объединение кустарных мастерских где было около 300 рабочих. В огромных перечнях их продукции мы также находим солдатиков.

Третья фирма, существовавшая в Петербурге, - Картонажно-игрушечная фабрика Ф.К. Кузьмина - была основана в 1884 году.

Большой популярностью пользовались листы для вырезания с типами военных фигур. Начало бумажным фигурам было положено в 1744 году в связи с визитом Людовика XV в Страсбург, где в его честь устраивали военные парады. Страсбургскому печатнику Зайфриду пришла в голову мысль перенести все это великолепие на бумагу и распространить в народе. Другой печатник, Инсар, изготовил первые эстампы с изображением фигурок солдат. Пик популярности бумажных фигур в России приходится на период между русско-японской и Первой мировой войной. Как правило, наибольшим спросом пользовались изображения пехоты. Обычно в набор входило два листа для вырезания с пехотой, а также листы с полевой артиллерией в действии и один-два листа кавалерии (6 фигур на лист). Кроме всего прочего, эти миниатюры солдат печатались цветными, уже штампованными на бристольском картоне. Для их устойчивости продавались круглые оловянные подставки с прорезями посередине, по 100 штук в коробке. В центральную прорезь оловянной подставки вставлялся фланец вырезанной фигурки, что придавало ему устойчивость (правда, при этом фигурки могли гнуться).

Выпускались в России в конце XIX - начале XX века и листы с бумажными фигурами, из которых можно было составлять исторические сцены. Фигуры дела-лись разной величины, так что соблюдалась перспектива.

В Российской Империи к началу XX века насчитывалось двадцать одно фаб-рично-заводское предприятие, изготавливавшее самые разнообразные игрушки.

Образцы российского производства (плоские и полуобъемные) размером 40 мм изображали марширующую пехоту и кавалерию - как правило, русскую, французскую и турецкую. Они делались из свинца и были довольно безвкусно расписаны. Кавалеристы имели пики из проволоки, при изготовлении вставлявшиеся в литейные формы до отливки фигурок, при слабом прикосновении они гнулись. Фигурки, представляющие турецкие подразделения, весьма неточно передавали форму одежды, были грубо сделаны, а металл был таким хрупким и ломким, что непременно повреждался при игре.

Однако все эти недостатки не помешали солдатикам «завоевать» сердца множества российских мальчишек, среди которых оказались впоследствии самые знаменитые люди нашей страны. – я.  Андрей Белый, Александр Бенуа, Дмитрий Лихачев, Б. Пиотровский... Это далеко не полный список русских поклонников оловянных солдатиков.

И все-таки оловянная фигурка была самым вожделенным подарком для большинства мальчишек. Правда, "элитой" среди солдатиков считались объемные пехотинцы и кавалеристы, стоившие дороже.

Вот что пишет в "Книге об отце" Лидия Иванова: "Как-то при разговоре со мной Белый открыл, что мне нравится играть в солдатики. Это привело его в вос-торг. Он объявил, что это его любимая игра. На Башне была одна полупустая комната, где висели кольца для моей гимнастики, где я играла на скрипке и где стоял очень длинный раздвижной стол. Этот стол сделался нашим царством. Мы завели целые армии разнообразных солдатиков, разных наций и родов войск - пехоты, артиллерии, кавалерии. Из чего попало было создано что-то вроде крепостей: моя с одной стороны стола, его - с другой; происходили бои, при которых мы стреляли по вражескому войску горохом из минискюльных пушек. Это увлечение у Белого длилось довольно долго. Он не раз привозил новых солдатиков, приезжая в Петербург".

Александр Бенуа отдавал предпочтение объемным солдатикам: " Из оловян-ных солдатиков особую страсть я питал к тем сортам, которые стоили дороже и являлись как бы аристократией среди прочего населения моих коробок. Это были "кругленькие", выпуклые солдатики... они продавались в коробках, в которых обыкновенно помещались еще всякие другие вещи: холщовые палатки, которые можно было расставлять, пушки на колёсах и т.п."

 Кстати, правила игр в солдатиков разрабатывал не только Г. Уэлсс. 

 Объемная фигурка прошла через промежуточный этап - полуобъемной фигуры в развитие нюрнбергской плоской и получила широкое распространение в конце XIX -начале XX вв. Некоторый спад интереса к себе солдатик испытал в период между двумя мировыми войнами, когда мир увлекся новыми электрифицированными и механическими игрушками.

Вместе с падением производства оловянной миниатюры в период между Первой и Второй мировыми войнами произошел спад в производстве оловянной миниатюры, именно в это время она из игрушки постепенно превратилась в объект коллекционирования. В послевоенные годы в Германии изготовление оловянных солдатиков вновь расширилось, но теперь оно ориентировалось уже не на массового покупателя, а на собирателя.


Новости миниатюры

Новости реконструкции

Новое в галерее

Новинки библиотеки

Новости сайта

Бирки