Военно-историческая миниатюра / История миниатюры / История солдатиков (часть 3)

История солдатиков (часть 3)

Наступивший 18 век – новое время потребовало и новых игрушек. Во всех странах Европы создавались регулярные армии, поэтому потребность в создании «массовых регулярных» армий оловянных солдатиков стала весьма насущной. Создавались многочисленные портретные фигурки королей, знаменитых полководцев и других выдающихся деятелей истории, а также из фигурок компоновались многофигурные жанровые и батальные сцены.

В изготовлении солдатиков ещё преобладало направление, рассчитанное на состоятельного заказчика, поэтому фигурки зачастую изготавливались из благородных металлов с высоким художественным мастерством. Но с 30-х гг. 18 века стала проявляться тенденция массового изготовления более дешёвых оловянных полуобъёмных солдатиков. Вероятно, именно такие фигурки попали в коллекцию великого князя Петра Фёдоровича, так поразившие его воображение. Приобретённая им в «нюрнбергской» лавке торговца Дозера (галантерейной, т.к. под именем галантерея подразумевались в то время игрушки всякого рода с хитроумными механизмами) гауптвахта с барабанщиком и выходившими из караульни, по сигналу колокольчика солдатским  фронтом … в медовый месяц после заключения брака с Екатериной доставляла ему огромное удовольствие. 

Детство практически всех российских императоров прошло “под знаком” военной игрушки. Российский император Пётр I, конечно, был неравнодушен к этому увлечению: в его распоряжении находилась большая коллекция миниатюрной артиллерии с оловянными артиллеристами. 

В конце XVIII столетия германским военным теоретиком Георгом Винтуриносом была предпринята последняя попытка трансформировать шахматную игру в чисто военную. Оставив шахматную клеточную структуру, он значительно расширил размеры игровой доски, и ввёл на ней изображения различных предметов местности: рек, озёр, лесов, холмов, городов, крепостей и т.д. Вместо традиционных шахматных фигур он ввёл особые шашки, характер действия которых некоторым образом уже согласовывался с боевыми свойствами пехоты, кавалерии и артиллерии, и подчинялся основным правилам тактики той эпохи.

Но даже и в таком улучшенном виде военная игра на шахматоподобной доске не могла служить достаточно реалистичным отображением войны или отдельного сражения на чрезвычайно разнообразной и изменчивой природной местности. Да и абстрактные шашки были весьма условным отображением настоящих воинских масс.

Однако в это же время искусство создания военной миниатюры переживало настоящий бум. Солдатиков делали из чего угодно: из фарфора, папье-маше, дерева, лили из олова, серебра и золота. И императоры, и генералы на фигурках отыгрывали манёвры своих армий, а простые люди и дети пытались отобразить с помощью солдатиков ход исторических событий. С тех пор увлечение солдатиками и военной игрой охватило постепенно весь мир, и уже не прерывалось до наших дней.

Начало массового производства игровых оловянных солдатиков в масштабах невиданных никогда ранее связано с именем нюрнбергского мастера Иохима Готфрида Хилперта. Родился он в 1732 г. в г. Кобурге в семье литейщика из олова. В 1760 г. Хилперт уже сам стал мастером и вместе со своим братом Иоханном Георгом (1742 – 1795 гг.), а позднее и с сыном Иоханном Вольфгангом он создавал портретные медальоны европейских властителей, мыслителей, знаменитых поэтов, художников и других деятелей искусств. Медальоны отливались из олова, гравировались в формах из шифера, припаивались к оловянным подставкам и раскрашивались эмалевыми красками. Работы Хилперта отличались тонкостью деталей и художественной выразительностью, он был выдающимся художником и гравёром. Совместно со знаменитым путешественником и естествоиспытателем Александром Гумбольтом он создал серию фигурок заморских животных. Мастерская Хилпертов произвела мно-гочисленные серии фигурок изображающих народные типажи, жанровые сценки, всадников, охотников и животных, отличавшихся чётко выраженным рельефом с обеих сторон фигурки.

Но широко известным Хилперт стал только благодаря своим оловянным солдатикам. На волне популярности в Европе личности  прусского короля Фридриха 2 и его военных побед, Хилперт начал выпускать фигурки солдат прусской армии. В 1775 г. он выпустил серию сразу из 40 фигурок фридриховской армии. Они были плоскими всего около 1 мм толщиной, высотой 2 – 3 дюйма (5 – 7,5   см), но как и все его работы отличались чётким рельефом.

Хилперт стал настоящим «отцом» оловянного солдатика как демократичной и массовой игрушки, доступной почти всем слоям общества. В 1778 г. появляется его знаменитая конная фигурка Фридриха Великого.

Начинание Хилперта подхватили другие мастера Нюрнберга…. В короткое время они овладели методами изготовления дешёвых солдатиков и наладили их массовую покраску в цвета униформы разных армий. В других германских городах также многие мастерские успешно переключились на выпуск плоских оловянных солдатиков.

Помимо прочего этому явлению способствовала тенденция, сложившаяся в 18 веке в Европе, когда столовую посуду веками производившуюся из олова стала вытеснять более дешёвая, изящная и гигиеничная фаянсовая посуда. Многие литейщики лишались  массовых заказов и к концу века переориентировались на производство оловянной миниатюры. В одном только г.Фюрте в 1790-ые гг. действовало 8 модельных и литейных цехов, выпускавших солдатиков. На рубеже веков существовали мастерские в Берлине, Люнебурге и Вюртемберге. В других странах Европы: Италии, Швейцарии, Португалии и т.д. многие ремесленники также подключились к производству плоских солдатиков. Но подлинного расцвета искусство плоской миниатюры достигло именно в немецких княжествах, где были развиты литейные и гравёрные ремёсла, да и свинец с оловом до-бывались в больших количествах. 

Оловянных солдатиков тогда отливали не из чистого олова, а из сплава олова со свинцом, в весовом соотношении 1/3 – 2/3. Состав сплава был секретом у многих мастеров, часто они легировали олово сурьмой или 5 – 10 процентами висмута, который сообщал металлу лучшую текучесть при литье.

В общих чертах процесс создания плоского солдатика выглядел следующим образом: сначала художник рисовал эскиз фигурки с двух сторон, далее рисунок переносился на каменные сланцевые пластины, в которых уже гравёр вырезал двухстороннюю форму, с литниками и выпорами. После всего в готовую форму заливали расплавленный металл. Получившуюся отливку зачищали от облоя и литников, при необходимости догравировывая мелкие детали. Затем фигурку раскрашивали красками. 

В то время когда в Германских княжествах процветало производство плоских оловянных солдатиков, во Франции параллельно стало развиваться изготовление полуобъёмной и объёмной миниатюры. В конце 18 века  (1789 г.)стали популярны работы знаменитого парижского мастера оловянного литья Люкотта. Его фигурки  были объёмными и цельнолитыми. Если раньше объёмные фигурки получались путём соединения двух тонкостенных скорлупообразных половинок, то Люкотт начал отливать фигурки зацело из олово и свинца. Его миниатюры были весьма реалистичными и пользовались большим спросом, только технологические сложности не позволили тогда наладить их массовое се-рийное производство.

У Павла Первого  солдатики  были привозные, т.е. импортные. А вот   стреляющие пушки и модели военных кораблей для него делали русские мастера. К сожалению, история почти не сохранила для нас  их имен, кроме, пожалуй, К.В.Данилова - автора знаменитой игрушечной Павловской батареи. Он  изготовил действующую пушку в 1/18 или 1/24 натуральной величины.

Такая пушка была точной копией настоящей и могла стрелять как маленькими ядрами (для этого использовались картечные пули), так и производить холостые выстрелы, т.е. стрелять обычным порохом. Естественно, что эти забавы проходили под зорким оком не только воспитателей, но и специально назначенного денщика из артиллерийской команды.

В пасмурные и дождливые дни, каких немало в Санкт-Петербурге в любой год, великий князь играл во дворце. Он выстраивал на столе или на полу ровные шеренги солдатиков и горько плакал, когда вся шеренга заваливалась на бок и падала, как в эффекте домино, когда один упавший солдат увлекает за собой падение всех остальных.

Большими поклонниками солдатиков были великие князья Николай Павлович (будущий император Николай I) и его брат Михаил.

“У малых Романовых были и свои радости. Главная и любимая игра в солдатики. Их было очень много: оловянные, фарфоровые, деревянные... Были пушки. Строились крепости... Как только Николай Павлович вставал по утрам, он почти тотчас же принимался с Михаилом Павловичем за военные игры. У них было большое количество оловянных солдатиков; зимой они расставляли их по столам в комнатах, а летом играли этими солдатиками в саду, строили редуты, крепости и атаковали их. Кроме солдатиков, оловянных и фарфоровых, у них был целый арсенал других игрушек, напоминавших о военном быте: ружья, алебарды, гренадерские шапки, деревянные лошадки, барабаны, трубы, зарядные ящики и т.д."

В Германии  же в 19 веке начался новый расцвет выпуска плоских оловянных солдатиков, пришедшийся на период окончания наполеоновских войн и связанный с этим подъём патриотического духа немецкой нации. Были у этого жанра искусства тогда и высокие покровители, так в 1819 г. берлинский гравёр Густав Зальке выполняет на своей фабрике по заказу прусского короля несколько серий фигурок, изображающих все рода войск прусской армии. Специализированные фабрики по выпуску солдатиков появляются тогда в Берлине и Лейпциге. Многочисленные мелкие артели мастеров работают тогда в разных городах: Фрайбурге, Фюрте, Ганновере, Гамбурге и др., но, конечно же, особенно много их было в г.Нюрнберге. С именем одного из Нюрнбергских мастеров ассоциируется «золотой век» плоского солдатика в Германии. Эрнст Хейнрихсен начал свою работу в этом жанре у Кристофа Амона гравёром. В 1839 г. он уже открыл в Нюрнберге свою собственную семейную мастерскую. С 1848 года он стал стандартизировать размер своей продукции: 32 мм (без учёта головного убора ???) для пешей фигурки, и 44 (или 42) мм для конной. Именно этот размер плоских оловянных солдатиков стал в дальнейшем известен как «нюрнбергский размер». Хотя и не все немецкие мастера последовали этому стан-дарту, в Ганновере, например, высота пешей фигурки была – 40 мм.

Оловянные армии зашагали по всей Европе. В самой Германии почти в каж-дой самой мелкой лавочке продавались оловянные солдатики. Целыми наборами по 20 и даже 150 фигурок, заключёнными в деревянные красиво украшенные коробки солдатики поставлялись не только во все страны Европы, но даже в Америку и Россию. Цена их была весьма демократичной и отныне плоские солдатики стали доступны для людей среднего достатка. Ассортимент наборов солдатиков был самым широким, солдатики изображали все европейские армии от Фридриха 2 до колониальных войн и даже армии «дикой» России, что позволяло разыгрывать все наиболее значительные сражения мировой военной истории.

В 1854 году император Николай I заказал Вильгельму Хайнрихссену — сыну основателя известной нюрнбергской фирмы — изготовление фигур солдат российской императорской гвардии. Серия фигур высотой 60 мм. Включала изображения гвардейских кирасир, гусар, конногренадер, драгун, казаков, конной артиллерии и гвардейской пехоты. Для каждого конного полка делалось по 6 фигур: полковой командир, офицер, штандарт, трубач, унтер-офицер и рядовой. Исключением были гвардейские кирасиры — добавлялись ещё литаврщик и рядовой первой шеренги (с пикой вместо палаша). Гвардейская пехота состояла из конного полкового командира, офицера, двух музыкантов и рядового. Некоторые солдатики, например конная артиллерия и драгуны, в целях экономии повторялись и отличались лишь росписью. Весь заказ оценивался в 15 000 гульденов. Сам Николай I не успел увидеть своих солдатиков: фирме потребовалось на их изготовление три года, и в Россию они прибыли уже при Александре II. Дальнейшая судьба царской оловянной армии, к сожалению, неизвестна.


Новости миниатюры

Новости реконструкции

Новое в галерее

Новинки библиотеки

Новости сайта

Бирки