Военно-историческая миниатюра / История миниатюры / История солдатиков (часть 2)
История солдатиков (часть 2)
Вновь миниатюрные фигурки появляются в Европе лишь в эпоху Карла великого. В начале они используются лишь для «проигрывания» хода рыцарских турниров.
Позднее в эпоху Крестовых походов небольшие фигурки рыцарей берут крестоносцы в дальние походы в качестве амулетов. Эти фигурки изготавливались из различных материалов: дерева, глины, папье-маше, серебра, золота и др., однако в силу своей высокой стоимости не получили широкого распространения.
Плоскорельефные фигурки, отлитые из олова с ушком для крепления на одежду в качестве аппликации, получили большое распространение. Их привешивали на шляпы или камзолы, и часто они служили знаком пилигрима. В ходе археологических раскопок в Германии было найдено большое количество плоских фигурок, датируемых 12-м веком н.э. Не так давно под Магдебургом была раскопана литейная мастерская 12-го века, в которой обнаружено более 200 форм для литья фигурок.
Самыми древними оловянными фигурками в средневековой Европе изобра-жающими конных рыцарей считались фигурки найденные во Франции и датируемые 13 веком. К 1285 году относится и одно из первых документальных свидетельств производства стилизованных литых оловянных фигурок пеших воинов и всадников в г.Нюрнберге.
В средневековой Европе наследие римской и эллинской военной науки мед-ленно, но верно делало своё дело. В умах передовых военных деятелей стойко укрепилась мысль о необходимости возрождения на базе новых экономических и общественных отношений утерянного военного искусства ведения войны, в том числе и методов подготовки к ней. Едва ли не единственным тренировочным средством, да и то больше для тела, тогда существовали только рыцарские турниры, да ещё, пожалуй, охота. Ритуалы рыцарских турниров отыгрывались на миниатюрных фигурках, но всё это больше походило на детские забавы, чем на серьёзную подготовку к войне. В то время без существования серьёзной военной теории невозможно было и само существование военной игры, как инструмента практического применения теории в мирное время, необходимое для подготовки будущей войны.
Преклонение перед шахматной игрой в военной среде было столь велико, что она определяла характер и даже внешний вид всех вновь появляющихся военных игр на многие сотни лет. Создать новую игру с правилами соответствующими современному военному искусству долго не удавалось.
В 16 веке в Европе в эпоху Ренессанса начинается массовое производство оловянных солдатиков, в основном осуществляемое мастерами «цехов литейщиков оловянных водяных мельниц». Технология производства миниатюрных фигурок заинтересовались как средством выражения своих творческих идей самые маститые художники и ювелиры эпохи Возрождения. Фигурки становятся настоящими произведениями искусства, с этих пор можно считать началом зарождения жанра военно-исторической миниатюры. С помощью миниатюрных фигурок отображали важнейшие исторические события. Мастера стали создавать миниатюры в исторически достоверном облачении с тщательной проработкой всех деталей.
В 1516 г. мастер Ганс Бургмайер изготовил для императора Священной Римской империи Максимилиана 1 фигурки пеших рыцарей, участвующих в турнире.
Конечно же, коллекционирование солдатиков в эту эпоху было доступно только самым привелегированным слоям общества – владетельным сюзеренам. Так Мария Медичи подарила своему сыну «дофину» - будущему королю Франции Людовику 13 целую миниатюрную армию из 300 серебряных солдат сделанных мастером Николя Рожэ. Правда по недоразумению автору так и не было заплачено вознаграждение за столь уникальную работу. Расплачиваться Луи пришлось уже тогда, когда он стал королём. К своей детской армии он добавил новые фигурки, в 1610 г. ещё юный король использовал фигурки в качестве наглядного пособия для изучения боевых порядков французской армии и разыгрывания разных перестроений и тактических схем. Фигурки вставлялись в специальные дощечки, позволявшие формировать целые батальоны. Для его армии даже были специально изготовлены пушки «стрелявшие» без пороха.
Помимо дорогих «ювелирных» солдатиков в это время стали распространяться и более дешёвые оловянные фигурки. Нюрнбергские ремесленники развили идею фигурок-амулетов пилигримов и начали производство небольших фигур людей и животных, предназначенных специально для игры. Спрос на них стремительно рос и породил предложение, которое поначалу сдерживалось ещё неурегулированностью юридических вопросов их производства, но когда в 1578 г. Нюрнбергский совет гильдий закрепил право на выпуск оловянных фигурок в качестве детских игрушек, начался «бум» их изготовления. Нюрнберг тогда становится центром производства оловянных и свинцовых изделий того периода, откуда маленькие фигурки распространились по всей Европе.
Очевидно, именно с подобными фигурками связана удивительная история, когда оловянные солдатики «помогли освободить» целую страну от врагов. Во время освободительной войны Нидерландов против Испании в 1566-1609 гг. вождём борьбы стал Нассауский принц Мориц в 1585 году в 17-ти летнем возрасте избранный штатгальтером, т.е. главой исполнительной власти Республики Соединённых Провинций, вместо своего убитого отца Вильгельма Оранского. По происхождению эта владетельная семья не была голландской, все они были из немцев и сохранили тесные родственные связи со многими Германскими землями. Одним из ближайших родственников и соратников по борьбе за независимость Нидердандских земель был его двоюродный брат Вильгельм Людвиг Насссауский, штатгальтер Фрисланда. Вместе они задумали создать новую голландскую армию, обучив её по новым принципам тактике и боевым порядкам. Сначала они со своими ближайшими помощниками погрузились в изучение военного искусства античных времён, чтобы попытаться на практике применить имевшиеся в сочинениях древних указания. Вильгельм Людвиг более охваченный идеей реформирования армии на основе возрождения античного военного искусства и науки со своим секретарём и военным советником сначала с помощью оловянных солдатиков проигрывали разные тактические схемы и боевые построения, переставляя фигурки на столе. И лишь после отра-ботки всех перестроений и составления соответствующих для их выполнения ко-манд, они начинали обучение им настоящих солдат.
В результате принцы Оранские разработали совершенно новую схему тактических боевых построений, ставшую предвозвестником общепринятой впоследствии линейной тактики. Боевые порядки голландской пехоты согласно их новой схеме формировали двумя или даже тремя линиями отдельных малых колонн мушкетёров и аркебузиров. Глубина строя этих колонн, по сравнению с повсеместно принятой в других армиях, была уменьшена до 10 и даже 6 и 5 шеренг, что было неслыханной дерзостью для той эпохи. Лишь для колонн пикинёров они ещё оставили большую глубину – 16 шеренг.
Из игры в солдатики они составили Устав, по которому обучили уже всю армию, так и родился новый Нидерландский боевой порядок. Возглавив эту новую реформированную голландскую армию Мориц Оранский сумел добиться перелома в войне с Испанией – самой могущественной и богатой страной тогдашней Европы. Многотысячная профессиональная наёмная испанская армия ничего не смогла поделать с бывшим голландским ополчением, вымуштрованным по новым правилам. Проведя несколько молниеносных кампаний, Мориц нанёс испанцам ряд тяжёлых поражений, что и вынудило в итоге Испанию пойти на заключение перемирия, признав тем самым независимость Соединённых Провинций, и в итоге ознаменовало собой победу революции в Нидерландах. «Миниатюрные фигурки» помогли отвоевать свободу и независимость целой стране.
Идея была замечена и с тех пор военная игра стала обязательным примером при обучении наследников Европейских престолов.
Людовик 13 заказал себе в Нюрнберге новых солдатиков в дополнение к подаренным Марией Медичи. Его коллекция стоила более 50 тыс. талеров. Но самое крупное игрушечное войско собрал его сын, коллекция которого состояла из многих тысяч фигурок. Изготовленные из картона фигурки формировали 20 эскадронов кавалерии и 10 батальонов пехоты в масштабе 1 : 1. Будучи уже королём Людовик 14 заказал в 1650 г. скульптору Шасселю и золотых дел мастеру Малену новую армию из серебряных «выпуклых» фигурок, в стиле, который со временем станет называться «французской» фигуркой. Пехота, кавалерия и артиллерия обошлись французскому королю в кругленькую сумму в 5 тыс. экю. Правда, к несчастью в 1688 г. эти фигуры переплавили.
При раскопках в Париже была обнаружена подобная фигурка 7-ми см. высотой в обмундировании мушкетёра эпохи Людовика 13.
В 1664 г. Людовик 14 заказал уже для своего маленького сына набор серебряных солдатиков. Эти фигурки должны были служить наглядным пособием для военного обучения наследника престола.
Во 2-й половине 17 века фигурки воинов, изготавливавшиеся в основном из серебра, стали привычными игрушками детей аристократов, а полководцами того времени они использовались для моделирования тактических приёмов, боевых построений и передвижений войск.
Между тем 17 век стал в Европе временем рассвета производства литья из олова. Новые открытия в естествознании и технике металлообработки совпали с началом разработки новых месторождений олова. В Рудных горах в Германии, в Богемии – Чехии, в Еловых горах в Бомервальде, а также с импортом дешёвого олова из Ост-Индии. Естественно, что из этого дешёвого металла начали массово производить и солдатиков. Появление в Европейских странах массовых регулярных армий с единообразным обмундированием, а также многочисленные дискуссии в самых широких слоях общества на различные военные темы немало способствовали росту популярности оловянных солдатиков. Постепенно миниатюрные оловянные фигурки солдат становились всё более популярными, в том числе и в качестве игрушки для детей.
В конце 17 века фигурки приобретают художественно-историческую ценность, особенной точностью в отображении деталей обмундирования отличались итальянские и немецкие мастера.