Военно-историческая миниатюра / Выставки военно-исторической миниатюры / Оловянный солдатик в Сокольниках

Оловянный солдатик в Сокольниках

С 23-го сентября по 12-ое октября 2001 года в выставочном зале московского парка культуры и отдыха «Сокольники» прошла почти незамеченной выставка оловянных солдатиков, организованная руководством Московской Секции Военно-Исторической Миниатюры (МСВИМ) – общественного объединения вот уже почти 20 лет существующего в рамках Центрального Совета Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры (ЦС ВООПИиК).

Конечно же, эта выставка по сравнению с ежегодными конкурсами московского клуба стендового моделизма выглядела весьма скромно. Всего-то два десятка участников с восемью сотнями фигурок, три четверти из которых были «игрового» масштаба, т.е. размером всего лишь в 25 мм. Да и по сравнению с легендарными теперь уже выставками самой московской секции  1991-го и 1992-го годов, нынешняя казалась лишь бледной тенью былого великолепия. Это и понятно, ведь в последние годы художники-миниатюристы московской школы вообще не собирались все вместе. Кто-то разъезжал по за границам, кто-то торговал, другие вообще бросили это дело, немногие лишь участвовали в выставках МКСМ. К сожалению многих художников вообще уже не было в живых: В.Евдокимова, А.Жданкина и П.Ф.Космолинского – «отца-основателя» современного жанра военно-исторической миниатюры в Москве, скончавшегося  совсем недавно 22-го февраля нынешнего (2001-го) года.

И тем не менее на этой выставке удалось собрать лучших мастеров Московской школы авторской исторической фигурки. Блёскин, Коннов, Калиничев, Соболев, Шиховцов, Лупанов, их имена и работы хорошо известны любителям этого искусства, и не нуждаются в подробном представлении. Они по праву заслужили самые высокие оценки на самых престижных зарубежных и внутрироссийских конкурсах.

Представленные на выставке авторские работы были самых разных жанров: портретной исторической миниатюры; классического коллекционного солдатика; были и гротесковые – «хохмические» фигурки, и наоборот – ужасные «страшилки», персонажи звёздных войн, гоблины и т.п.; были и традиционные стойкие оловянные солдатики – мечта пацанов 60-х – 70-х годов прошлого столетия; а также и новомодные игровые «бойцовые» солдатики – 25-ти миллиметровые лилипуты с большими головами, кулаками и животами.

Подавляющее большинство фигур было выполнено из олова в различных масштабах, от 1: 70 до 1: 12, меньшая часть из пластики, остальные же были полистирольными и эпоксидными, хотя было  несколько фигурок из «экзотического» по нынешним временам материала – пластилина, эти работы представил уже известный по выставкам МКСМ С.Лебедев.

Если раньше на смотрах Московской секции присутствовали только авторские миниатюры, то в этот раз впервые на выставку удалось привлечь собирателей «фирменных» фигурок, так называемых «сборщиков», т.е. тех, кто сам не лепит модели, а покупает готовые оловянные или полистирольные отливки, склеивает, красит и монтирует их в какой-то сценке, диораме или т.п. Среди этих «сборщиков» выделялись качеством покраски хорошо всем известные И.Переяславцев и А.Брусенина.

Самыми впечатляющими и масштабными среди авторских работ выглядели, безусловно, экспозиции А.Блёскина и А.Калиничева, которые представили почти все свои самые лучшие фигуры,  созданные за последние годы. Молоденький римский легат, средневековый алебардщик, петровский матрос, голштинский гусар, русский егерь 1812-го года и советский моряк – первого автора были просто великолепны. В витрине у второго было просто «море разливанное» для наполеономанов, самые экзотические солдаты Великой армии были собраны Калиничевым все вместе. Восхищали также и его римляне, и, конечно же, ландскнехты, один из которых и получил первую премию в конкурсе авторской исторической миниатюры. Следует, однако, сказать, что признанные в мире «мэтры» В.Коннов и А.Блёскин отказались от участия в конкурсе, что было, на мой взгляд, совсем неправильно. Этот благородный жест привёл к абсурду, т.к. весь смысл конкурса и заключался в том, чтобы померятся с ними силами, и если уж не победить их, то хотя бы «наступить им на пятки».

То, что было кому «наступать», это очевидно. Прекрасные работы были выставлены С.Шиховцевым – это и русский гвардейский гусарский офицер,  и русские же гвардеец и гренадер эпохи войны 1812-го года. Правда, они почему-то не были заявлены в конкурсе, и 2-ю премию Шиховцев получил не за самую лучшую свою работу - «фашистского горного егеря на вершине Кавказа».  Принято считать, что искусство должно быть вне политики и идеологии, но честное слово, у меня никогда  не поднялась бы рука дать премию у нас на Родине  пусть даже и хорошему мастеру, но за ф а ш и с т а! Или мы уже всё забыли? Так поглядишь, через пару лет  докатимся до того, что будем вручать медали за работы изображающие «Борцов за свободу угнетённых народов», типа Р.Гилаева и Ш.Басаева, держащих в руках отрезанные ими головы русских 18-ти летних пацанов.

Я никому не хочу запрещать изображать фашистов и прочую «нечисть», но советую всем подумать, как их надо изображать. Подсказываю – как «нечисть» их и следует изображать, но лучше как уже поверженную «нечисть».

3-ю премию в конкурсе авторской миниатюры получил С.Лупанов за фигуру «Офицер 7-го пехотного (Королевского фузилёрного) полка, Англия, 1789 г.»  Здесь, на мой взгляд, выбор выставленной на конкурс работы, также носил случайный характер, т.к. у этого автора были в экспозиции и другие весьма приличные фигуры, которые также находили самый  живой отклик у посетителей.

В связи с вышеупомянутыми мастерами Блёскиным, Калиничевым, Шиховцевым и Лупановым возникает один вопрос. Что за аномальная зона находится в подмосковной Балашихе, где они все проживают и творят? Удивительное явление, впрочем,  быть может, они сами когда-нибудь и расскажут о своей тайне. Может быть они все однояйцовые братья-близнецы, разлучённые когда-то в детстве? – Это шутка!

Лично мне в конкурсе авторской миниатюры понравились работы Ю.Матвеева, впервые участвовавшего в наших выставках. То ли из-за того, что я их никогда ранее не видел, то ли ещё из-за чего, но определённо в них чувствовалась смелая и твёрдая рука мастера, хотя жюри и не сочло нужным хоть как-нибудь отметить его творчество.

Выставленные авторские работы других известных мастеров: С.Соболева, К.Судьина, О.Литовченко, Б.Егорова, а также и вашего покорного слуги не раз уже экспонировались на подобных выставках, и хорошо всем знакомы. Н.Гордеев наоборот удивил всех тем, что принёс только новые свои работы, выполненные в оригинальном стиле традиционных детских игрушек – оловянных солдатиков.

Порадовал всех своей солидной не по годам экспозицией ещё один молодой мастер А.Яковлев, единственное пополнение Московской Секции за последние лет пять.

В разделе игровой 25-ти миллиметровой миниатюры были представлены в основном работы автора этих строк, расписанные разными мастерами: Д.Ткаченко, Д.Аверичевым и Г.Кекелия. Говорят, что они пользовались вниманием у солидных по возрасту посетителей выставки, которые так и рвались в бой, мечтая подвигать армии этих лилипутов. На следующей выставке, я надеюсь, такая возможность будет им предоставлена, мы намереваемся установить в зале специальные столы, и провести небольшой чемпионат по военно-историческим играм.

Так называемый конкурс «Фэнтези» можно было и не проводить из-за отсутствия в нём всякой конкуренции, но, тем не менее, жюри сочло возможным поделить премии между А.Макаровым, всё тем же С.Лупановым, и …….

Также жюри отметило старание самых юных участников выставки Антона Казымова и Андрея Дружинина, присудив им 2-ю и 3-ю премии в юношеском разряде (первую премию решили не присуждать никому). К сожаленью ещё один юноша Вячеслав Тюрин опоздал с заявкой на конкурс своих работ, а то и он непременно присоединился бы к вышепоименованной компании.

В конкурсе раскрасчиков «фирменных» фигур предпочтенье было отдано А.Шмакову за офицера времён гражданской войны в Англии, фирмы «Art Girona». Возможно, это было сделано всё же по этическим соображениям, т.к. признанный «мэтр» этого жанра И.Переяславцев получил 2-ое место за «своих ненаглядных» двух фашистов на мосту. Было бы просто неприлично, если бы  первые места в конкурсах авторов и раскрасчиков получали «фашисты», хватит с них и двух вторых мест.

3-е место было присуждено единственной даме-конкурсантке на этой выставке Анне Брусениной, ныне Белостоцкой, за «боевого слона» фирмы «Andrea». Среди раскрасчиков фигурок следует отметить также работы И.Тартынского, А.Русанова и Ю.Михалёва, отличающиеся высоким исполнительским мастерством.

Вообще на этой выставке фигурки из российской военной истории не получили  Н И  О Д Н О Г О! призового места, не было их даже и среди номинантов на призы. Что само по себе показательно, и весьма красноречиво характеризует пристрастия, как членов жюри, так и конкурсантов. 

Однако,  несмотря на всё это: на непродуманный регламент конкурса, пристрастность жюри, малый приток «свежей крови», организационные неурядицы, всё же можно констатировать, что и выставка, и конкурс состоялись. Чудо, что вообще удалось собрать вместе стольких мастеров, творчество которых доставило побывавшим на выставке радость от приобщения к прекрасному. Об этом свидетельствуют благодарные отзывы, оставленные в книге посетителей. Хотя среди отзывов было зафиксировано сетование на отсутствие в нашей экспозиции творений «великого грузинского мастера З.Церетели», но это лишь грустная шутка.

Будем надеяться, что нынешняя выставка являлась лишь подготовительным этапом к организации и проведению осенью 2002-го года огромной международной юбилейной выставки военно-исторической миниатюры всех без исключения жанров. До встречи в Нью-Васюках! – Тьфу, то есть  –  в Сокольниках!

К сожалению, выставка в 2002-м году так и не состоялась. 

Новости миниатюры

Новости реконструкции

Новое в галерее

Новинки библиотеки

Новости сайта

Бирки