Библиотека / Статьи / Штурм перевала Сен-Готард и бой За Чертов Мост

Штурм перевала Сен-Готард и бой За Чертов Мост

Легендарный Швейцарский поход русской армии под командовани¬ем фельдмаршала А.В. Суворова является одной из самых знаменатель¬ных и героических страниц нашей истории. В течении восемнадцати дней, с 10 (21) сентября - 28 сентября (9 октября) 1799 года, со¬вершая свой поход по Альпийским горам, лишенная достаточного коли¬чества продовольствия и фуража, брошенная на произвол судьбы союз¬никами - австрийцами, в тяжелейших погодных и природных условиях горной местности, ведя почти непрерывные бои с частями французов, армия Суворова показала всему миру силу духа и мужество русских солдат и офицеров, подтвердив высочайшую репутацию нашей армии и ее гениального полководца.

Сама переброска русской армии Суворова из Италии в Швейцарию была если не преступлением, то одним из величайших просчетов алчных венских кабинетных стратегов. Австрия желала избавиться от победо¬носных русских войск для закрепления освобожденных территорий Се-верной Италии под скипетром императора Франца II, а Англия хотела ослабить влияние России в Италии и Средиземноморье. Представителям Лондона и Вены удалось уговорить императора Павла I принять новый операционный план боевых действий, разработанный австрийским гофк¬ригсратом. Следуя ему, Суворов был должен оставить Италию и соеди¬ниться у Цюриха с корпусами генерала Римского - Корсакова и принца Конде, заменив находившиеся там австрийские войска. Задача, постав¬ленная перед русским командующим, состояла в том, чтобы вытеснить армию генерал-аншефа Массены из Швейцарии, а в следующую кампанию наступать оттуда во Францию - на Париж!

С военной точки зрения данный план был абсурден, точнее пер¬вая его часть. Удар на Париж от Рейна по кратчайшему расстоянию был вполне логичен.  Суворов, мнение которого не обсуждалось и не спра¬шивалось, был поставлен перед свершившимся фактом вывода войск эрц¬герцога Карла из Швейцарии. Еще одним подлым ударом по Суворову бы¬ло то, что его не назначили официально главнокомандующим на немецко-швейцарском театре военных действий, как это было в Италии.

Австрийский командующий, получив приказ из Вены, приступил к выводу своих войск из Швейцарии 18(29) августа, сразу же после при¬бытия на театр военных действий корпуса Римского-Корсакова. Прав¬да, осознавая, что, таким образом, русские войска, уступающие по чис¬ленности французам почти в 2,2 раза (56000 штыков у Массены против 27000 штыков и сабель у Римского- Корсакова), могут быть подвергну¬ты атаке и окружению со стороны противника, эрцгерцог временно ос¬тавил в Швейцарии войска своего центра и левого крыла - 22000 чело¬век под командованием генерала Готце. При этом, не имея возможности использовать в условиях горной местности свою достаточно многочис¬ленную кавалерию (3000 сабель), Римский-Корсаков был вынужден ос¬тавить ее за Рейном у Шифгаузена.

Преждевременный, если не сказать предательский отвод войск эрцгерцога на другой театр боевых действий крайне осложнял и так уже неблагоприятно складывающуюся для союзников обстановку. Ведь еще до ухода эрцгерцога Карла, французы предприняли 18 (29) - 20 (31) августа наступление силами дивизий Тюрро, Лекурба и Шабрана на левый фланг австрийского расположения - отряды Елачича, Штрауха и Рогана. Австрийцы были опрокинуты с большими потерями и французы овладели перевалами: Симплоном, Гримзелем, Фуркой, Обер-Альпом, Сен-Готардом, Урнзерской долиной реки Ройсы и долиной Линты. Та¬ким образом, союзники потеряли ключевые позиции, прикрывавшие выход в Северную Италию.

При подобном стечении обстоятельств Суворов принял решение немедленно выступить в Швейцарию, но ему удалось это сделать только 31 августа (11 сентября) после капитуляции Тортоны и пресечения попытки генерала Моро деблокировать крепость. Форсируя марш, чтобы наверстать потерянное из-за возвращения к Алессандрии время, Су¬воров прибыл 4 (15) сентября в Таверне, маленькое местечко располо¬женное в предгорьях Альп. Здесь русские войска должны были сменить колесный обоз на вьючный и двинуться дальше. Однако как это уже бы¬ло неоднократно в Италии, подвела австрийская интендантская служба. В своем докладе на научной конференции, посвященной 200-летию Альпийского похода русской армии, состоявшейся в г. Андерматт 24-25 сентября 1999 года, австрийский военный историк Манфред Раушенштей¬нер, ссылаясь на документы Генерального штаба и Интендантского уп¬равления императорской армии сказал следующее: "Австрийская интен¬дантская служба предприняла все возможное для того, чтобы обеспе¬чить союзные русские войска необходимым количеством вьючных живот¬ных и провиантом, однако русские потребляли хлеба намного больше, чем австрийцы, а в разоренном крае не так легко было собрать все необходимое". При этом он скромно умолчал о том, что мулов было собрано в несколько раз меньше, чем требовалось, а рядом с театром боевых действий находилась неразоренная войной территория Австрии и что императорские войска снабжались всем необходимым точно и в срок.

Австрийцы стараются не упоминать очевидные вещи. Ведь еще 17 августа в своем донесении императору Францу I Суворов писал: "... я должен просить высочайшей милости вашего императорского величества, чтобы российские войска, назначенные в Швейцарию, снабжены были не¬обходимыми запасами, амунициею, орудиями, зарядами, патронами, пон¬тонами с потребною прислугою и упряжью, а также надлежащим числом офицеров генерал - квартирмейстерского штаба; ...". Подобная прось¬ба звучит в донесении русского фельдмаршала и от 23 августа. Алек¬сандр Васильевич Суворов, прибыв в Таверне, не нашел там ничего о чем он так настоятельно просил австрийцев.  В результате 617  сентября императору Францу было направлено донесение следующего содержания: " Я пришел сюда 415 числа: следовательно сдержал свое слово; не без труда сделал я в 6 дней такой переход, на который считали нужным не менее 8 дней. Но здесь не нашел я ни одного мула и да¬же не имею никаких известий о том, когда прибудут они. Таким обра-зом поспешность нашего похода - осталось бесплодною; решительные выгоды быстроты и стремительности нападения - потеряны для предсто¬ящих важных действий. ..."

Подобное отношение союзников к русской армии было нетерпи¬мым. Отношения между Россией и Австрией становились все более натя¬нутыми. В своем донесении императору Павлу I от 9/20 сентября фель¬дмаршал, указывая на двуличность австрийцев, писал: "... Австрийс¬кий генерал Даллер с своими комиссарами обманывает нас двуличными, постыдными обнадеживаниями, и уже пятые сутки стоим мы праздно у Таверны...".

Вместо 1429 мулов русская армия получила от австрийцев, да и то с задержкой в несколько дней, только 650 вьючных животных. Кроме того, с погонщиками мулов австрийское интендантство заключило конт¬ракт на маршрут до подножия Альп. Суворову пришлось заключать с ни¬ми новые контракты. Как упоминает в своих записках адъютант великого князя Константина Павловича граф Комаровский, его высочество первым подал мысль использовать вместо мулов казачьих лошадей, что и было сделано, после сбора необходимых подручных материалов для устройс¬тва вьюков.

Вот что писал Тизенгаузен: «Уже в Айроло начались превратности, сопровождавшие нас в этом швейцарском походе. По условиям, в Айроло мы должны были получить 40 горных пушек со снаряжением и на мулах, а также 800 голов этих животных для перевозки провианта для наших частей. Но ничего из упомянутого здесь не оказалось, что стоило нам потери нескольких важных дней. Австрийские власти стали приносить непозволительные извинения, объясняя, что ожидали нас позже, хотя в этом походе у них была возможность убедиться, что медленные австрийские маневры чужды русским, и Суворов давно привык двигаться форсированным маршем. В конце концов 40 горных орудий были доставлены, но без 800 предназначенных для перевозки провианта лошаков и снова с явными отговорками, что, дескать, такое количество голов найти было бы очень трудно. Чтобы более не терять времени, фельдмаршал приказал навьючить на каждую из тысячи наших казачьих лошадей по два мешка с провиантом. Однако это нам мало помогло, так как большинство столь тяжело нагруженных бедных животных на горном марше сорвалось в пропасть, и мы потеряли и лошадей, и провиант. Как только этот приказ был спешно исполнен, князь Суворов приказал немедля атаковать Сен-Готард. Одна часть войска должна была атаковать французов на горе, а другая обойти их по горам, что было очень трудной задачей, и затем снова соединиться с первым отрядом в долине Урзерн с другой стороны Сен-Готарда».

Сохранился документ, из которого следует, что у казаков под транспортировку провианта и боеприпасов было взято 1002 лошади, за что казакам была роздана денежная сумма равная 1002 гульденам, по одному гульдену за лошадь. 

1021 сентября 1799 года основные силы русской армии должны были выступить из Таверне в поход в направлении Беллинцона – Айроло -  Тремола  -  Сен-Готард.  Обходная колонна генерала от инфантерии А.Г. Розенберга должна была выступить из лагеря на двое суток рань¬ше - 8/19 сентября в направлении Беллинцона - Бьяска - Донджо - Ди¬сентис - Тенеч - Урзерн.  1223 сентября в Дацио у подножия Сен-Го¬тардского массива к основным силам русской армии должен был присое-диниться отряд австрийцев под командованием полковника Штрауха.

Каковы были природные условия, общая обстановка на театре боевых действий и планы наступления союзной армии?

Центральная часть Швейцарии, где разворачивались боевые действия армии Суворова, представляет собой труднопроходимые или непроходимые горные хребты, разделяющие речные долины, которые со¬общаются между собой отдельными горными проходами и перевалами. В связи с этим кордонная система развертывания войск получила в Швей¬царии широкое развитие. В соответствии с требованиями "кордонной системы" войска противников были разбросаны отдельными группами с целью прикрыть как можно больше горных проходов.

Французская армия генерал-аншефа Андре Массены была раз¬вернута следующим образом:

- Левым флангом у Базеля, где стояла дивизия Шабрана (9200 чел.), от Базеля до устья р. Аар дивизия Клейна (4600 чел.).

- Главные силы (37000 чел.) вдоль нижнего течения р. Аар и по р. Лиммат, где они занимали труднопроходимые на склонах хребта Альбис.

- На Нижней Линте от Цюрихского озера до Везена - дивизия Сульта (12700 чел.). От Гларуса до Сен - Готарда дивизия Лекурба (11300 чел.). 

-  На крайнем правом фланге несколькими группами на Симплонском перевале, у Вогоньи и у Бедретто дивизия Тюрро (9600 чел.). 

Всего у Массены, не считая гарнизонов в швейцарских городах (ок. 8000 чел.), было порядка 84500 человек. Следует отметить что в состав этих войск входили 6 Гельветических полубригад, сформирован¬ных из уроженцев Швейцарских кантонов, численность которых не пре¬вышала 3000 - 4000 боеспособных солдат.

Союзные войска располагались на театре боевых действий сле¬дующим образом:

- Левофланговая группа Науендорфа (8000 чел) из войск эрц¬герцога Карла для связи с Суворовым у Базеля. На Ааре, Лиммате и у Цюриха Корсаков (24000 чел.), кавалерийская группа этого корпуса под командованием генерала Гудовича (3200 чел.) находилась на пра¬вом берегу Рейна в районе Шафгаузен, Эглизау.

- Готце на Нижней Линте (10500 чел.), отряд Елачича (5000 чел.) у Сарганса. Отряд Линкена (4000 чел.) в долине Переднего Рей¬на у Иланца, отряд Ауфенберга (3180 чел.), подчиненный Линкену - в той же долине у Диссентиса.

- Отряд полковника Штрауха (4500 чел.) у Биаско в долине Ти¬чино. У Гравелоне отряд полковника принца Рогана (2500 чел.).

Всего союзные войска, вместе с армией Суворова, насчитывали 84200 человек.

Таким образом силы противников были примерно равны, но учи¬тывая недоверие между русскими и австрийцами, а также то обстоя¬тельство, что Массена держал сосредоточенными у Цюриха около 43% вверенных ему войск, которые в любой момент могли перейти в наступ¬ление, а Суворов еще только начал свое движение в Швейцарию, поло¬жение союзной армии было крайне тяжелым.

Из-за упразднения императором Павлом I в русской армии Ге¬нерального штаба Суворову на протяжении всей кампании 1799 года приходилось пользоваться услугами австрийских штабных офицеров. Так было и при подготовке к Швейцарскому походу. Не зная местности, пу¬тей движения и расположения сил противника невозможно планировать какие - либо военные операции, поэтому Суворов составил свой план наступления "План общей атаки на выступившие в малые швейцарские кантоны неприятеля и продолжения операции по удачном первом разви¬тии" на основании рапортов генерала Готце и полковника Штрауха, хо¬рошо знавших местные условия. Помогал составлять план и подполков¬ник Вейротер, состоявший старшим квартирмейстерским офицером при штабе Суворова. Успех операции зависел от концентрического наступ¬ления всех групп союзных войск. Главный удар наносил Суворов, ата¬ковавший на два дня раньше других отрядов. Этот удар через Сен-Готард вдоль долины Ройса должен был смять дивизию Лекурба, т.е. левое крыло Массены. Далее Суворов мог уже практически беспрепятс¬твенно соединиться в районе Швиц - Эйзендельн с войсками Линкена и Готце. Затем, объединенные силы союзников, имея численное превос¬ходство, планировали выйти на правый фланг и в тыл основной группи¬ровке войск Массена.


Полная версия "Штурм перевала Сен-Готард и бой За Чертов Мост"  .

Новости миниатюры

Новости реконструкции

Новое в галерее

Новинки библиотеки

Новости сайта

Бирки