Военно-историческая миниатюра / Мастера миниатюры / Космолинский Пётр Фёдорович

Космолинский Пётр Фёдорович

Космолинский Пётр Фёдорович

Родился в Москве 5 августа 1950 года, - скончался 22 февраля 2001 года. 

Художник, скульптор — автор военно-исторической миниатюры,  исследователь, военный историк, униформолог, геральдист. Создатель Московской секции Военно-исторической миниатюры — легенда в её истории и всего военно-исторического движения России. Стараниями именно П.Ф.  в начале 1980-х г. в  Москве была образована Военно-Историческая Комиссия с секцией ВИМ, объединившая любителей военной истории и скульпторов-миниатюристов всей страны. Именно с его творчеством связано возрождение в нашей стране забытого искусства военно-исторической миниатюры, или попросту говоря – оловянного солдатика. 

По отцовской линии П.Ф. происходил из рода священников Космолинских,  его прапрадед, бывший протоиереем,  за военную службу был возведён в дворянское достоинство. Предками П.Ф. по материнской линии были   дворяне из рода Ивановских.

Семейные рассказы о славных деяниях предков зародили в душе юного Пети любовь к истории и тягу к военному делу.  С раннего детства по его собственным словам «сколько себя помнил» П.Ф. делал солдатиков, т.е. лепил, рисовал и вырезал из бумаги и пенопласта воинов русской армии, по крупицам собирая информацию об их униформе. Постепенно детское увлечение переросло в серьезное занятие военной историей, униформологией, фалеристикой и прочими "вспомогательными" направлениями исторической науки.

Благодаря своему детскому творчеству П.Ф. выбрал профессию, которой решил посвятить всю свою жизнь - профессию  художника. В 1967 г. П.Ф. поступил в Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) на факультет художественного конструирования, отделение дизайна, которое окончил в 1972 году. 

По окончании обучения поступил на работу художником-декоратором в  Государственный Академический Малый театр СССР, в котором и прослужил до 1975 г.  Работая в театре, продолжал заниматься изучением истории русской армии. С этого времени увлекся изготовлением объёмных оловянных солдатиков - военно-исторической оловянной миниатюры, работал в технике малой скульптуры.  Искал единомышленников, пытался пропагандировать свое увлечение в средствах массовой информации, пробиваясь сквозь стену непонимания и даже прямых запретов. 

Теперь ни для кого не секрет, что в те годы глубокого застоя в СССР и официальная наука в отношении военно-исторических знаний находилась в дремучем, первобытном состоянии. Военное наследие «проклятого царского прошлого» долгое время вообще напрочь отрицалось правящим коммунистическим режимом, а  военно-историческая наука в основном занималась тем, что по указке свыше «отбеливала», если не сказать точнее – отмывала от крови «ошибки» большевистского руководства страны и армии, совершаемые ими с пугающей периодичностью. В результате всего этого военная история нашей страны, да и всего мира, как до 1917 года, так и после представляла собой для «непосвящённых» – широких кругов любителей истории сплошной цепочкой белых пятен, или даже запретных зон,  попахивающих колючей проволокой для тех, кто пытался приподнять над ними завесу неизвестности.

Гренадер, 1805 год.

Почти единственной милостиво разрешённой свыше темой из «проклятого царского наследия» была «Гроза двенадцатого года» - эпоха Отечественной войны 1812 г., интерес  к которой периодически подхлёстывался официальной пропагандой. Хорошо, что хоть к этому делу «приложили руку» люди далеко не бесталанные, если не сказать гениальные - начиная с Толстого и заканчивая Рязановым и Бондарчуком, чьи творенья в самых разных жанрах подстёгивали интерес к военной истории России в самых широких слоях нашего общества. Благодаря чему у нас и сформировалось в конце 1970-х  начале 1980-х годов поколение независимых историков, которые за последние годы полностью перевернули устои казавшейся незыблемой официальной истории. 

Пропаганда Петром Фёдоровичем своего увлечения военной историей Российской империи стала возможной только благодаря в первую очередь оловянным солдатикам.  Принятый, после окончания Строгановского художественного  училища,  в молодежную секцию Союза Художников, П.Ф. получил возможность с 1973 г. выставляться со своими работами на Московских и Молодежных выставках. Активная выставочная деятельность П.Ф.  стала первым серьезным шагом на пути к официальному признанию его творчества и увлечения военной историей.

П.Ф. заметили корреспонденты разных СМИ, зачастившие к нему в гости, высматривавшие и выспрашивавшие самые мелкие тонкости его увлечения. Правда, первая статья, появившаяся об "оло­вянном войске Петра Космолинского" была названа, почему-то, - по непостижимой иронии судьбы, "Пластилиновая армия".

После этой публикации вскоре обнаружилось, что в нашей тогдашней «социалистической» стране  существует немало людей, объединенных любовью к военной истории, оружию и униформе оказавшихся неравнодушными к творчеству П.Ф.. Число публикаций стало стремительно возрастать, на Петра Фёдоровича обрушился поток писем со всего Советского Союза. В результате, знакомства и общения со многими московскими энтузиастами, П.Ф. пришел к идее создания первого в нашей стране объединения  любителей военной истории и миниатюры. 

 Именно П.Ф.Космолинский в начале 1980-х годов стал инициатором организации такого сообще­ства. 

Поначалу всё военно-историческое движение в нашей стране развивалось вокруг оловянных солдатиков. Создание оловянной миниатюры тогда было делом довольно долгим и сложным, очень трудоёмким, требующим от мастера скрупулёзной, если не сказать ювелирной точности и большого терпения. Но с ещё большими трудностями автору приходилось сталкиваться из-за отсутствия доступной достоверной информации о покрое мундиров, конструкции вооружения, амуниции и т.п., а также  о строевых приёмах и о тактике действий разных армий в различные эпохи.

Оловянные солдатики Петра Коломинского

В одиночку пытаться докопаться до ответов на все вопросы в публичных библиотеках, а если очень повезёт, то в малодоступной в те годы «Ленинке» было, конечно же, невозможно. А ведь существовали ещё и вовсе недоступные тогда для широких кругов любителей истории - непрофессионалов архивные коллекции документов и музейные собрания подлинных образцов обмундирования. Скульптору приходилось преодолевать неимоверные трудности, добывая необходимую информацию и реконструируя в миниатюре конкретный мундир, чтобы создать тем самым фигурку отвечающую самым строгим правилам предъявляемым к исторической скульптуре. Солдатик должен был быть одет в исторически точный мундир, вооружён полагавшимся ему холодным и огнестрельным оружием, снабжён необходимой амуницией и снаряжением. И плюс ко всему этому сама поза фигурки, изображающая тот или иной строевой или ружейный приём должна была соответствовать строевым уставам и тактике ведения боевых действий конкретной эпохи. Кроме того, и физиономия солдатика, и пропорции его тела должны были соответствовать национальности, возрасту, характеру и воинскому чину того прототипа, образ которого художник старался воплотить в своём миниатюрном произведении.

Чтобы справиться со всеми этими задачами,  разрозненным авторам-одиночкам необходимо было объединить свои усилия и обмениваться информацией с людьми, имевшими доступ к закрытым источникам. Так и сложилось в начале 80-х годов в Москве неформальное объединение авторов миниатюр и историков – любителей этих же миниатюрных солдатиков, приютившихся в  1982-1983 году под крылом ВООПИиК – Всероссийском Обществе Охраны Памятников Истории и Культуры.

И те и другие любители, увлечённые общим пристрастием, самозабвенно добывали информацию о мундирах, вооружении, тактике и ходе сражения разных стран и эпох, но в первую очередь, конечно же, о внешнем облике русских солдат. 

Полученные таким образом сведения тут же воплощались в пластилине, олове или бумаге. А созданные армии часто сходились в нешуточных сражениях на полах и столах многих московских квартир. Такие игры лишь со стороны для непосвящённых могли показаться детской забавой, на самом же деле они являлись составной частью процесса познания и изучения военной истории нашей страны, да и других государств,  о которых тогда было мало что известно. Будучи в подавляющем большинстве непрофессионалами, и с точки зрения официальной исторической науки, и с точки зрения официального искусства, создатели военно-исторической миниатюры были почти лишены возможности донести своё видение и  свои знания до широких слоёв нашего народа. Музеи не нуждались в их работах, выставочные залы также ими не интересовались, официальные научные издания и средства массовой информации также не испытывали необходимости в их нетрадиционных работах - «разжигавших милитаристский дух в нашей миролюбивой стране».

 Когда в 1982 г. П.Ф. добился   учреждения при Центральном Совете Всероссийского Об­щества Охраны Памятников Истории и Культуры (ЦС ВООПИиК), Военно-Исторической Комиссии (ВИК) на организационное собрание, по рассказам очевидцев, пришло всего около двух десятков че­ловек, из которых никто не знал друг друга, но зато все знали П.Ф. 

ВИК должна была заниматься сохранением военно-исторических знаний и  популяризацией многовековой истории русской армии в самых широких слоях населения всеми доступными средствами. 

Довольно долго военно-историческое движение в нашей стране развивалось в соседстве бок о бок с миниатюрой, и непонятно было, что из них развивается более успешно, история-наука, или миниатюра-искусство. Совместные изыскания авторов миниатюр и историков выливались в статьи, и даже книги, правда, в основном рукописные, в большинстве своём имевшие главной  целью создание по этим разработкам исторически достоверных фигурок. И, пожалуй, впервые «прогремело» новое независимое военно-историческое движение именно благодаря оловянным солдатикам, которые наглядно показали, что они наряду  с художественной ценностью обладают ещё и исторической. Это потом, несколько позднее, в нашу страну придёт благодаря веяньям с запада и перестройке мода на театрализованные представления - «войнушку», и военно-историческое движение разделится на «солдатистов» и «униформистов», а также маленькую прослойку «чистых историков». А пока немногие энтузиасты все вместе продолжали заниматься одним общим делом – изучением военной истории и самовыражением себя в этом процессе в том числе и с помощью миниатюры.

Продолжая пропагандировать искусство военно-исторической миниатюры, П.Ф. не переставал активно выставляться со своими произведениями, стал Лауреатом IV Молодежной выставки МОСХ (III премия).

На XIII выставке Молодых художников в Москве, проводившейся в московском Манеже в 1983-84 гг., П.Ф. выставил сразу 70 оловянных фигурок, Хотя от участвовавших в выставке молодых художников требовалось всего не более 3 работ, в оргкомитете выставки при виде "оловянной" армии сразу же заявили: "Берем всё, если сделаете сами себе витрину". 

Творчество мастера получило высокую оценку, ему присудили премию и звание Лауреата. Вскоре П.Ф. был награжден медалью ВДНХ (1984) и стал лауреатом 15-й Выставки Произведений Молодых Московских Художников. На  Московском конкурсе игрушки 1987 года он получил I премию. 

Помимо того, что творчество П.Ф. получило профессиональное признание, оно было широко освещено в СМИ, включая телевидение,  Про П.Ф. была даже снята специальная телепередача под названием "В среду собираемся у Вас", запечатлевшая, в частности, работу клуба изготовителей оловянной фигурки. А изготавливать своих солдатиков П.Ф. приходилось на домашней кухне, плавя металл в обычной кофейной "турке".  Написанные в это время П.Ф. статьи для  журналов «Наука и жизнь», «Советский музей» и др. стали настоящим прорывом в отношении любительского сообщества к мундироведению, как к настоящей науке. Для многих любителей миниатюры и военной истории эти статьи, иллюстрированные автором были первыми пособиями, заставившими обратиться к серьезному изучению военного мундира. 

Также исподволь, в 80-х годах прошлого столетия начался переворот в общественном сознании и по отношению к оловянным солдатикам, не только как к детской забаве, но и уже как к модному и дорогому предмету коллекционирования произведений настоящего искусства. Правда, зачастую от обывателей продолжала всё ещё оставаться скрытой закулисная сторона творчества миниатюристов, которая наряду с  художественным образом ценилась самими авторами военно-исторической фигурки едва ли не столь же высоко – это историческая достоверность мельчайших деталей изображаемого объекта. Всё должно было быть сделано с точностью не «до миллиметра», а до десятых его долей в такой маленькой по размеру фигурке. 

Вполне естественно, что такая  «реклама» в СМИ привлекла в ряды ВИК множество единомышленников. Будучи первым заместителем ее председателя, П.Ф. возглавил также секцию военно-исторической миниатюры. 

Секция:

Хотя секция ВИМ, как объединение авторов и любителей оловянных солдатиков зародилась в недрах ВИК, ещё неизвестно, что возникло раньше «курица» или «яйцо». Ведь для многих любителей военной истории объединяющим фактором тогда являлась именно общая страсть к этим маленьким фигуркам в разноцветной военной форме. В те годы оловянных, пластилиновых, деревянных или даже бумажных солдатиков делали все, ну или почти все, за редким исключением, кто интересовался военной историей в нашей стране, просто потому, что в магазинах у нас не было игрушечных фигурок достойного качества и исторической достоверности. А игрой то в солдатиков пусть даже и промышленного производства увлекались уж точно поголовно все.

Статуэтки солдат и офицеров. Автор - Петр Космолинский

Возглавляя Секцию ВИМ П.Ф.Космолинский, пользуясь новыми открывшимися в эпоху перестройки возможностями, продолжал пропагандировать свое  увлечение - оловянную миниатюру. В 1986-1987 гг. фигурки П.Ф.Космолинского выставлялись в Оружейной палате "Музеев московского Кремля", на выставке "Оружие из собрания Петра I". Среди оригинальных произведений оружейного искусства, мундиров и архивных документов экспозиция из оловянных солдатиков П.Ф.  наглядно демонстрировала униформу и вооружение войск петровской эпохи и в том числе включала и миниатюрную оловянную портретную конную скульптуру самого Петра I.

Всего за годы своей творческой деятельности  Пётр Фёдорович участвовал более чем в 200 выставках (из них 50 персональных): в Москве, Звенигороде, Вязьме, Новоселенгинске, Якутске, Омсе, Новосибирске, Саратове, Ярославле, Ростове, Калининграде и др. городах России, в странах СНГ: Белоруссии, Украине, Казахстане. Выставлялись его работы  так же и за рубежом: в Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Польши, Германии, Италии, Норвегии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Чехии.

 Работы П.Ф.находятся в коллекциях различных музеев мира: в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, в Государственном Историческом музее, мемориальном музее А.В.Суворова в С.-Петербурге, музее А.В.Суворова в селе Кончанском, Калиниградском художественно-литературном музее, Полоцком историко-художественном музее, Музее Наполеона в Славкове у Брна (Чехия), музее солдатиков в Лейпциге (Германия) и др.

В 1987 году Петр Федорович стал председателем ВИК, возглавив всю работу по развитию самых разных направлений прикладной военной истории России. Его личный вклад в это дело трудно переоценить. Петр Федорович участвовал в выставках, писал статьи, выступал на телевидении, организовывал конференции и научные чтения, занимался «самиздатом», выпуская библиотеку «ВИК», консультировал киностудии, сотрудничал с музеями и т.д. и т. п. Но главное – своей заразительной энергией он привлекал в ряды ВИК все новых и новых, неравнодушных к истории Родины  людей. 

Петр Федорович Космолинский

Именно собрания этой Комиссии долгие годы являлись единственным местом, где встречались специалисты любители униформологии, геральдики, фалеристики, где обсуждались научные доклады и происходил обмен опытом. Объединённые Комиссией энтузиасты являлись почти единственными носителями знаний по многим отраслям военного дела, также до тех пор не культивировавшихся официальной исторической наукой. Они были одни, по сути, в нашей стране, кто продолжал традиции отечественной военно-исторической науки, рассматривая нашу историю на всём её многовековом пути развития не оглядываясь на идеологические установки и прямые запреты правящей тогда у нас партии.

Они же, как оказалось, восприняли традиции той школы военно-исторической науки лучшие представители которой были вышвырнуты политическим катаклизмом из Отечества и оказались в вынужденной эмиграции.  Благодаря во многом этой преемственности не «распалась связь времён» и отечественная школа военно-исторической науки освобождённая от идеологической удавки смогла, в конце концов, возродиться. 

ВИК во многом способствовала не только объединению историков и художников, обмену информацией между ними, но и координацией действий всего военно-исторического движения во всей нашей стране. В 1987 году Петр Федорович горячо поддержал идею создания в нашей стране военно-исторических клубов, реконструирующих различные воинские формирования Российской императорской армии.

Примечание:  Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Участники  движения военно-исторической реконструк­ции, зачастую, ставят перед собой научные цели, используя метод ролевой игры и научного практического эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса. 

В реальность осуществления подобной затеи тогда мало кто мог поверить, но именно ВИК стал тем центром, где зародилось движение военно-исторической реконструкции, распространившись за короткое время по всей стране. Возникшие в десятках городов бывшего тогда СССР клубы реконструкции, стали, в свою очередь, региональными центрами распространения научной информации и популяризации отечественной военной истории.

Движение реконструкции как хобби для немногих увлечённых военной историей людей у нас стало возможным, когда советское государство в период перестройки в конце 1980-х годов ослабило  тоталитарный контроль над своими гражданами. 

Много было тогда в этом движении протестной составляющей по отношению к власти, долго «не приветствовавшей» мягко говоря, увлечение своей молодёжи историей царской армии. Когда «стало можно» сотни и тысячи молодых людей в разных республиках СССР стали «формировать полки» старой российской императорской армии и даже иностранных армий - противников России. Сами шили мундиры, «строгали» муляжи оружия, добровольно учили устав и занимались строевой подготовкой. 

И опять таки оловянные солдатики сыграли немалую роль в зарождении и популяризации движе­ния военно-исторической реконструкции.

Неожиданно громкий успех в  1987 г. Звенигородской выставки, посвящённой юбилею Отечественной войны 1812 г., тут же дал свои результаты, - «проснувшийся» народ неравнодушный к своей истории валом повалил в ряды ВИК. Естественно, что подавляющее большинство всех вновь прибывших не были (да и не могли стать) мастерами миниатюры, но и они нашли себе применение в создании собственными руками уже не миниатюрных, а самых настоящих мундиров, ружей, киверов, и т.п.  Они  и составили первый контингент так называемых групп военно-исторической реконструкции. Русские и французские «полки» росли как на дрожжах, многие миниатюристы также втянулись в это дело.

Расчет 6-фунтовой пушки русской пешей артиллерии. 1812 г.  (Петр Космолинский)

В 1988 году прогремели на всю страну уже не московские миниатюристы, а «униформисты». Летом того года им удалось организовать и провести акцию, масштабы которой, пожалуй, не удаётся превзойти до сих пор. Это был знаменитый поход из Москвы аж до самой реки Березины, по местам боёв русской армии с войсками Наполеона в 1812 году. Более того, вскоре  в ноябре месяце части реконструкторов впервые удалось побывать за границей, в Бельгии на поле битвы при Ватерлоо. Благодаря этому работы 14-ти мастеров военно-исторической миниатюры из Москвы, Ленинграда и Киева были выставлены в залах музея-панорамы этой битвы. 217 миниатюр экспонировались там, в течение целой недели. Интерес «местных», проявленный к работам наших соотечественников заставил некоторых из них задуматься о дальнейших перспективах занятия этим делом на профессиональной основе, и возможно даже уже и не дома, а за рубежом.

В 1989 году Петр Федорович объединил ряд московских, а также подмосковных и иногородних военно-исторических клубов в многочисленную федерацию «Московский корпус», став его шефом – председателем клуба. В состав Московского Корпуса вошло более 20 «полков, эскадронов, батарей,  бригад и т.д.», т.е. клубов военно-исторической реконструкции, занимающихся разными родами войск: пехотой, кавалерией и артиллерией русской армии.

Наряду с организацией различных военно-исторических мероприятий посвящённых памятным событиям Отечественной войны 1812 года и Заграничному походу русской армии 1813-1814 гг., П.Ф. принимал  в них непосредственное участие, возглавляя реконструкторов «Московского корпуса».  Смоленск, Вязьма, Бородино, Малоярославец, Верея, Борисов, Ватерлоо, Лейпциг, Маренго, Ваграмм - это далеко не полный перечень исторических мест, где проводились торжественные мероприятия по воссозданию событий эпохи антинаполеоновских войн с непосредственным участием П.Ф. и «Московского корпуса».

Благодаря усилиям П.Ф. впервые были  проведёны масштабные мероприятия, посвящённые событиям 1-й мировой войны. В 1991 году московские реконструкторы совершили военно-исторический поход в г.Каменец-Подольский, приуроченный к 75-й годовщине Брусиловского прорыва (1916 г.). В 1990-е гг. при участии П.Ф.  ежегодно проводилось множество различных военно-исторических мероприятий: памятные выходы, большие и малые манёвры, полковые праздники, стал отмечаться  также Корпусной праздник.

Когда в конце 1980-х годов,  в СССР образовалось «Собрание потомков российского дворянства» Петр Федорович принял активное участие и в его деятельности. С этого времени большим увлечением для Петра Космолинского стала геральдика, наука о гербах. Будучи членом Всероссийского геральдического общества, Петр Федорович внес большой вклад в возрождение отечественной геральдики как науки, в сохранение ее лучших традиций, в деле аккуратного использования нововведений.  Его заслуги в этом процессе позволили ему занять пост Герольдмейстера Российского Дворянского Собрания, он реконструировал и разработал многие фамильные и персональные гербы.

 Первые научные шаги Петра Федоровича в геральдике, как и в деле изучения истории русской армии, проходили в обстановке почти полного забвения русского мундироведения и пренебрежительного отношения со стороны официальных структур к фалеристике, геральдике и богатому наследию дворянской культуры. Как художник, Петр Федорович, остро чувствовал этот пробел в общественном сознании, навязанный идеологическими догмами. Своим искусством он всю жизнь пытался восстановить прерванную связь времен и традиций.  - Это фрагмент из некролога в Цейхгаузе.

 Начиная с 1991 г. регулярно проводились геральдические выставки П.Ф. Первым из серии составленных, восстановленных и нарисованных П.Ф. 1200 гербов стал фамильный герб рода Космолинских, реконструированный им по старинной печати на письме. Затем пришел черед гербов близких и дальних родственников Космолинских и Ивановских, гербов друзей и знакомых.  Впоследствии П.Ф. были исполнены серии гербов объединённых тематически - например, по заказу Калининградского Музея Мирового Океана П.Ф. реконструировал гербы (почти 100 рисунков) русских мореплавателей. По его собственному признанию, начав рисовать гербы, он просто не мог остановиться и продолжал создавать всё новые и новые удивительные по красоте изображения.

И в 1990-ые гг. Петр Федорович продолжал возглавлять ВИК, организовал и провел большое количество конференций, лекций и научных диспутов, участвовал в выставках, в реконструкциях и т.д.

Все эти годы Петр Федорович делился своим опытом и знаниями со всеми, кто обращался к нему за помощью и консультациями. 

Сотни его работ – оловянных миниатюр были приобретены крупнейшими военно-историческими музеями нашей страны. Десятки раз они публиковались в печати, показывались в телепередачах и даже «снимались» в кино. К сожалению, подготовленные П.Ф. к печати книги по истории солдатиков так и не увидели свет по самым разным, едва ли не трагическим стечениям обстоятельств. 

Однако созданная им  Секция миниатюры Военно-Исторической Комиссии при Центральном Совете Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры объединившая в своих рядах  множество мастеров фактически возродила жанр отечественной военно-исторической миниатюры, получившей широкое международное признание».

Само существование на протяжении долгого времени такой секции было уникальным явлением в общественной жизни нашей страны, правда, по большому счёту оно осталось, быть может, по настоя­щему и незамеченным,  и уж точно по достоинству не оценённым этим обществом. Многие годы в рамках этого не такого многочисленного добровольного сообщества были объединены люди, обладающие уникальными навыками, если не сказать – даром творчества,  искусством создания произведений в жанре до тех пор неизвестном в нашей стране. 

Работы наших лучших мастеров уже нельзя было, и назвать просто оловянными солдатиками, и вовсе не потому, что они зачастую изготавливались в единственном экземпляре из специальных полимерных пластических масс (изготовленную таким образом мастер-модель можно было легко «заформовать» и затем тиражировать уже в олове), а потому, что они стали, сродни произведениям настоящего ювелирного искусства, по степени проработки деталей, отточенности форм фигуры, композиции и т.д. и т.п. К тому же по качеству росписи фигур масляными красками лучшие мастера приближались к классическим образцам изобразительного искусства – миниатюрной живописи и портрету.

Приходится только удивляться, как в нашей стране тогда ещё СССР выросли высокопрофессиональные мастера в жанре, которого до недавнего времени и на протяжении десятков лет просто не существовало. Традиция создания высокохудожественной военно-исторической миниатюры, которой в России занималась даже знаменитая фирма «Фаберже» была прервана с момента прихода к власти большевистского режима. В  пламени борьбы за новый мир и нового человека сгинули старые отечественные мастера и фирмы, прервалась связь с западным миром, да и исчез спрос на подобное искусство из-за всеобщего и почти поголовного обнищания материального и даже духовного. 

Практически на пустом месте, в отсутствии традиции, преемственности поколений, художественной школы и даже инструментальной базы и необходимых материалов, едва ли не благодаря только одной «генной» памяти наши умельцы – энтузиасты-непрофессионалы всего лишь за считанные годы возродили это искусство. Создали собственную технологию лепки, литья и росписи фигур, подобрали материалы и довели свои творения до такой высоты, что западные любители и профессионалы этого дела были просто потрясены и обескуражены, когда впервые познакомились с работами лучших московских мастеров. «Цивилизованному» миру тогда всё ещё казалось, что в Москве до сих пор по улицам медведи бродят. 

Не подлежит никакому сомненью тот факт, что своим появлением на западном рынке работы  членов Московской секции миниатюры: Блёскина, Сомова, Коннова совершили едва ли не переворот в устоявшемся, если не сказать застоявшемся стереотипе восприятия «западниками» военной миниатюры как всего лишь прикладной вещи, солдатика-игрушки, маленького манекена для изображения военного мундира и не более того. С момента начала «русской экспансии за бугор» и там бурными темпами стало развиваться направление «психологичности, богатого внутреннего мира» миниатюрной скульптуры, а не просто какой-то прикладной функциональности, или голого натурализма.

Безвременная кончина не позволила до конца реализовать все  планы и проекты Петра Фёдоровича, которыми он занимался в последнее время. Так и не вышла из печати его книжка про «оловянного солдатика», не был создан музей военно-исторической миниатюры. Но после Петра Фёдоровича остались его работы: миниатюры, рисунки, гербы, статьи и многое другое; остались ВИК, «Московский корпус» и секция военно-патриотической миниатюры. Осталась добрая память о светлом человеке. 

При написании данной статьи были использованы некрологи, опубликованные ранее в различных изданиях: «Цейхгауз», «Сержант», «Рейтар», а также статьи и воспоминания В.Акунова, А.И.Таланова, А.И.Бегуновой и мн.др.


Новости миниатюры

Новости реконструкции

Новое в галерее

Новинки библиотеки

Новости сайта

Бирки