Военно-историческая миниатюра / История миниатюры / История солдатиков (часть 1)

История солдатиков (часть 1)

Спартанский гоплит

Солдатики, т.е. фигурки изображающие человека с боевым оружием в руках появилась многие тысячи лет назад. Первые известные нам фигурки появляются в глубокой древности. Сначала они использовались в ритуальных целях во время различных культовых действий. Почти с самого момента возникновения они существовали бок о бок с разного рода военными играми, которые на заре истории человечества имели обрядовый ритуальный характер. Но по мере развития цивилизации, военная фигурка и военная игра всё дальше уходили из сакральной сферы и становились всё более общедоступным развлечением не только для военной касты, но и для самых широких слоёв общества самых разных очагов мировой истории и культуры. В Египте, Междуречье, Греции, Ри-ме, Китае и Индии «настольные» военные игры с фишками или в «элитарном исполнении» с фигурками приобрели уже и характер детской забавы, и даже искусства, являясь также своеобразным методическим пособием по обучению и тренингу, например, ведения коллективного боя для профессиональных воинов.

С развитием военного искусства, исход боевого столкновения переставал уже зависеть только лишь от результата индивидуальных поединков, а всё более и более становился зависимым от слаженности действий на поле боя всё более крупных воинских формирований. Тогда то и возникла настоятельная необходимость в создании свода правил, характеризующих различные виды боя, его этапы, цели и пути достижения победы, а также и систему тренировки в совершенствовании навыков управления боем. До распространения письменности, эти виды военных знаний передавались устно в виде песен и баллад о подвигах мифических героев. Поэтическая форма  этих повествований облегчала их восприятие и запоминание.

Амфора эпохи эллинизма

Дошедшая до нас поэма древнегреческого сказителя IX века до н.э. Гомера «Илиада», повествующая о легендарных уже и в то время событиях Троянской войны, была создана на основании такого рода преданий, которые благодаря поэтическому гению Гомера, трансформировались в величайший  шедевр мировой античной поэзии. Ещё большее значение творчество этого древнегре-ческого поэта приобретает и потому, что оно является едва ли не единственным источником, уникальным по своей информативности, о военном деле более чем трёх тысячелетней давности.

Всё в той же «Илиаде» упоминается и древнейшая военная игра – «пеrreia», с помощью которой греческие воины время своего отдыха от боёв и физических тренировок. Эта игра, судя по всему, представляла собой подобие атаки крепости или укреплённого лагеря, в дальнейшем эта игра была заимствована у эллинов многими народами.

Отряд нубийских лучников

Однако ещё задолго до Гомера и Троянской войны уже существовали в Египте и фигурки и военные игры. Вещественные доказательства тому обнаружены в гробницах эпохи Среднего Царства, времени правления XI – XII династии фараонов, т.е. около 2000 лет до начала новой эры. В гробнице Месехите обнаружились восхитительные фигурки египетских и нубийских воинов из раскрашенного дерева, построенные в отряды с чётким боевым порядком. Примерно в XIII – XII вв. до н. э.,  всё в том же Египте были уже широко распространены во всех слоях населения различные настольные игры, некоторые из которых имели явно военный характер. 

В древнем Египте мы находим не только первые миниатюры, а главное первые известия о технологии их изготовления. Первые дошедшие до нас литейные формы хранятся в музее древнего Египта в Берлине.

При раскопках древнейших городах Междуречья также находят миниатюрные фигурки воинов. 

Настоящего рассвета военные игры в античном мире достигли, безусловно, в Древнем Риме. Именно к этой культуре относятся многочисленные археологические находки сделанные во многих странах Европы, Азии и Африки. Миниатюрные фигурки римских воинов отлитые из свинца были уже не просто украшениями или амулетами, но и фишками в военной игре, и даже детскими игрушками. При страсти римского народа к развлечениям и зрелищам, они получили широкое распространение в широких кругах населения империи. Распространению игр и фигурок способствовало и то, что военное ремесло в ту эпоху вышло за пределы одной воинской касты и стало общенародной обязанностью. Военную службу должен был нести каждый способный к ней гражданин, а игра стала тогда простым и доступным способом обучения основам военного искусства, за неимением или дороговизной других, например, письменных источников

Римский конный воин

Первоначально заимствованные из эллинской культуры именно в Риме военные игры качественно трансформировались и заняли значительное место в деле уже не развлечения воинов, а в профессиональной подготовке.  Создание игры «Lusus latruncalorum» стало кардинально новым этапом в теории и практике военных игр, т.к. её правила основывались на действующих законах современного её военного искусства. Само военное искусство в Риме достигло небывалой высоты, многие сотни лет оставаясь на недосягаемом для других народов уровне. Даже после краха Римского мира военная теория пережила мрачные времена варварского господства в Европе, и осталась примером для всех выдающихся военных деятелей Старого Света на многие сотни и едва ли не тысячи лет.

К сожаленью этого же нельзя сказать о военной игре. После того как Римская империя из-за внутренних противоречий пришла в упадок, раскололась, а затем и подпала под власть варваров культура военной игры была полностью утрачена. Нельзя сказать в какой мере это было заслуженно, т.к. слишком мало реальных сведений мы имеем о значении военной игры в деле, например, подготовки командных кадров римской армии, в воспитании у них полководче-ских навыков. Но то, что во времена варварского господства в Европе, военная наука и искусство были им явно не нужны, не вызывает никакого сомненья.  В их мире господствовал лишь культ грубой силы, и дикой энергии ведения одиночного боя. Варварам не нужна была и военная игра, ни как забава, ни тем более как интеллектуальная тренировка. На долгие сотни лет прибежищем военных игр оставался Восток.

В Древнем Китае задолго до новой эры также родилась настоящая многоплановая теория ведения войны, во многом опережавшая европейскую военную мысль на целые тысячелетия. Но даже в непревзойдённом военном трактате «Сунь-цзы», созданном выдающимся китайским военным мыслителем и полководцем Сунь У в VI веке до н.э., не было уделено должного внимания вопросу практического приобретения навыков применения этой теории  в мирное время. «Настольные» войны, как самые доступные и дешёвые, видимо тогда ещё не были так распространены, хотя в раскопках погребений постоянно находят игрушечные фигурки пехотинцев, всадников и модели колесниц. Только в более поздних трактатах уже нового времени  появляются упоминания об играх в сол-датики.

В самобытной Индийской военной школе, географически отделённой от Китая также в новое время родилась военная игра с использованием фигурок – чатуранга, ставшая прообразом игры в шахматы. Первые свидетельства о рас-пространении на востоке чатуранги относятся к V веку н.э.. В ней принимали участие четверо игроков, каждый командовал своей армией, состоящей из боевых колесниц, слонов, кавалерии и пехоты. Многие компоненты игры определялись путём метания игральных костей, а победителем считался тот, кто полностью уничтожал всех до одного своих противников.

Увлечение этой военной игрой охватило едва ли не весь мир, по крайней мере, весь Восток. Арабы  несколько трансформировали её, упростив правила. Теперь в игру, получившую у арабов название шатран-джем, играли двое, каждый из которых стремился поразить у своего противника фигуру «властителя», после чего игра и заканчивалась.

В VIII веке игра вместе с арабскими завоевателями проникла в Европу. К этому времени она уже имела привычное для нас название «шахматы», произошедшее от персидских слов «шах мат», что означает «властитель умер». В Древней Руси шахматы появились уже в IX – X веках.

Шахматные фигурки в виде войнов

Шахматы, упорядочив все существовавшие до них военные игры, постепенно совершенно вытеснили их из обихода. В итоге получилось, что игры, совершенствующие именно полководческие навыки игроков, совсем исчезли. Шахматы же, опираясь на созданную стройную и строгую систему правил, всё больше и больше отдалялись от реального военного искусства, пока, наконец, совсем не отошли от него.  

Теперь шахматы уже не были военной игрой, а превратились в особого рода искусство или даже науку, хотя большинство сейчас почему то упорно продолжают считать шахматы спортом. О «военном» прошлом шахматной игры напоминали лишь названия фигур и их внешний облик. Традиционно элитарные, заказные наборы шахматных фигур продолжали изготовлять в военном стиле, т.е. в виде пеших и конных воинов, боевых слонов и т.д.

Но даже, несмотря на то, что шахматы потеряли соответствие правилам современного военного искусства, они продолжали оставаться  превосходным средством для тренировки мыслительного аппарата военачальников. Шахматная игра была превосходным средством для развития и совершенствования способностей к логическому мышлению, качественному анализу и быстроте мыслительной реакции так необходимых полководцу в быстро меняющейся боевой обстановке.

С падением античного мира, разрушенного варварами, исчезают и солдатики. 


Новости миниатюры

Новости реконструкции

Новое в галерее

Новинки библиотеки

Новости сайта

Бирки