Библиотека / Статьи / Описание материальной части артиллерии и обоза русской армии эпохи Отечественной войны 1812 года

Описание материальной части артиллерии и обоза русской армии эпохи Отечественной войны 1812 года

Русская армия эпохи антинаполеоновских войн 1799-1815-го гг. была насыщена «техникой», т.е. в первую очередь транспортными средствами, необходимыми для перевозки боеприпасов, продовольствия, обмундирования, вооружения и многого другого, что было нужно для ведения военных действий.

Самым «техническим» родом войск той поры являлась, безусловно, артиллерия. Сами артиллерийские орудия являлись инженерными конструкциями, и для их обслуживания применялись многие виды простейших машин и механизмов, как, например, для поднятия и перемещения тяжестей, так и для различных других видов работ.

«Парк» боевых и транспортных средств артиллерии состоял из нескольких видов артиллерийских систем, средств их перевозки и снабжения боеприпасами; а также из самых разных вспомогательных повозок, на которых перевозили инструменты, запасные конструкции, детали и материалы для ремонта орудий, сюда же включались походные кузницы, повозки для понтонных мостов, всевозможные повозки для обеспечения жизнедеятельности личного состава артиллерии, лазаретные фуры, аптекарские ящики и мн. др.


Орудия полевой артиллерии русской армии и артиллерийский строевой обоз

Артиллерия русской армии  1799 — 1815 гг. подразделялась на полевую, осадную и гарнизонную (или крепостную). Орудия полевой артиллерии в свою очередь разделялись на 

батарейные или тяжёлые и лёгкие, различия между которыми были существенны, в том числе по внешнему виду.

В эту эпоху на вооружении полевой артиллерии  состояли орудия разных лет изготовления начиная ещё с екатерининского царствования, затем павловского и александровского, 

образцы которых для каждого калибра несколько отличались друг от друга, как по весовым и  линейным характеристикам, так и по внешнему виду,  даже после произведённой 

«переправки» старых стволов по новым образцам.

Батарейная  артиллерия

1. 1/2-пудовый (полупудовый) единорог артиллерийской системы 1797 г., со стволом модификации 1805 г., на лафете модификации 1805 г.

Единорог - самый «национальный» вид артиллерийского орудия русской армии, аналогов в других европейских армиях он не имел. Своё название единорог получил от мифического 

животного, изображённого на гербе генерал-фельдцейхмейстера графа Шувалова, под руководством которого орудия этой системы были разработаны ещё в середине 18-го века.

Артиллерийское орудие данного калибра относилось к тяжёлой артиллерии и состояло на вооружении батарейных рот. Полупудовым оно называлось по весу снаряда, которым 

стреляло -  гранаты весом в пол пуда или 20 фунтов.

Состоит из орудийного ствола,  деревянного лафета, а также специального «передка», необходимого для транспортировки единорога, и особого зарядного ящика для хранения и 

перевозки зарядов,  являвшегося штатной принадлежностью каждого орудия.

Лафет единорога представлял собой двух колёсный станок, основной несущей частью которого являлись установленные на оси две станины или лафетные доски, расходящиеся к 

хоботу.  Эти доски были окованы по периметру железными полосами и скреплялись между собой четырьмя деревянными подушками, через которые  пропущены железные болты. 

Лафетные подушки, т.е. брусья, связывающие лафетные станины, имеют следующие названия: боевая, средние и хоботовая. Лобовая или боевая подушка  расположена в передней 

части лафета. Две средние подушки служат основанием для клиновой подушки, в которой движется подъемный клин. Хоботовая подушка, с отверстием в виде усеченного конуса, 

распирает станины в хоботе и служит для соединения лафета с передком. На ней также находились скобы (большая и малая) для вкладывания правил – деревянных рычагов, 

служащих для поворачивания лафета в стороны. Первоначально на всех полевых лафетах устанавливались две скобы для одного правила. Прямо по центру хоботовой подушки, 

затем скобы перенесли от центра к правой станине, а позднее  на батарейных лафетах стали делать четыре скобы для двух правил, т.к. батарейные орудия были весьма 

тяжелыми для поворачивания.

Клиновая подушка не имеет назначения, подобного другим подушкам. В ней закреплена длинная медная трубка с винтовым нарезом внутри, в которой движется винт подъемного 

клина. Для вращения винта на его заднем конце находится ручка. Винт фиксировался в нужном положении с помощью собачки, опускающейся в пазы находящейся на винте около 

ручки звездочки. Клиновая подушка прикрепляется болтами к двум средним подушкам.

В полевой артиллерии было два клина – один для батарейных лафетов, а другой для легких. Они различались только размерами своих частей.

Лафетная или боевая ось состояла из средней части в виде четырехгранного бруса, называемого осьной лопастью, и двух закругленных концов оси, имеющих форму усеченных 

конусов. Для лучшего закрепления оси в лафете в ней делались вырезы, соответствующие вырезам станины. Деревянные оси имели некоторое преимущество по сравнению с 

железными, принятыми в других армиях, т.к.  были немного легче, значительно дешевле и, в случае поломки, проще в изготовлении в полевых условиях.

Колесо состояло из ступицы, которая своим сквозным отверстием надевалась на ось, из спиц и обода. Ступица и обод скреплялись железными оковками. Обод состоял из шести 

частей, называемых косяками. В батарейной артиллерии использовались колеса  диаметром в 41/2 фута. Диаметр колеса 1369 мм.

Калибр ствола — диаметр орудийного канала полупудового единорога  был равен 6 дюймов и 1 1/3 десятых дюйма, или 155,5 мм, длина ствола (без винграда) 10  калибров и 24 

части калибра (10 1/2 кал.), или 1630 мм.

Вес орудийного ствола –  от 41 пуда до 42 1/2 пудов, т.е. от 671,5 кг до 696 кг,

Длина лафета 11 футов, вес лафета 36 пуд. 10 фунтов - 38 пудов = 627,5 кг.

2. 12-фунтовая пушка средней пропорции артиллерийской системы 1797 г., со стволом модификации 1805 г., на лафете модификации 1805 г.

Пушки  назывались по весу применявшихся к ним снарядов, из 12-фунтовой пушки стреляли 12-фунтовыми чугунными ядрами.

Калибр 4,75 дюйма (4 дюйма и 7 1/2 десятый дюйма), или 120,5 мм.

Длина ствола 16  калибров 12 частей (16,5 кал.), или 1990 мм (без винграда).

Вес ствола 49-50 пуд, или 802,5 — 819 кг.

Длина лафета 10 футов, вес лафета 35 пуд. 10 фунт.

Диаметр колеса 1369 мм.

3. 12-фунтовая пушка меньшей пропорции артиллерийской системы 1797 г., со стволом модификации 1805 г., на лафете модификации 1805 г.

Калибр 4,75 дюйма, или 120,5 мм. Длина ствола 13 калибров (без винграда), или 1570 мм. Вес ствола 28 - 30 пуд., или 458,5 — 491,5 кг.

Лафет имел лафетный ящик для принадлежности, а в случае надобности и для 2–3 картечей с зарядами. Ящик имел крышку из листового железа на петлях и удерживался в лафете 

на трех железных полосах, укрепленных поперек станин.

Длина лафета 9 футов 2 1/2 дюйма, вес лафета 35 пуд. 10 фунт.

Диаметр колеса 1369 мм.

4. Передок для  орудий батарейной артиллерии модификации 1805 г. (так называемого «образца 1805-го года»).

Для передвижения полупудового единорога на поле боя и на марше использовался особый передок, непосредственно в который впрягалась лошадиная упряжка, и на который 

опиралось само орудие. Передок состоял из двух колёс с осью, к которой прикреплены сницы, дышло и горбыль.  Соединение орудия с передком осуществлялось следующим 

образом, хоботовая (задняя) подушка лафета единорога через специальное отверстие надевалась на шворень (шкворень) - вертикальный штырь передка и закреплялась цепью. 

Шворень был вынесен назад, на конец сниц, что облегчало подавание и снимание с передка, увеличивало поворотливость (малую при расходящихся к хоботу станинах лафета) и 

уменьшало горизонтальные колебания дышла при достаточном его уравновешении. Зато давлением хобота на сницы дышло сильно поднималось кверху, особенно при пустом передке, 

а при возке одного передка дышло надавливалось книзу.

На батарейном передке устанавливался перед осью небольшой ящик с плоской крышей, в который укладывалась артиллерийская принадлежность, а во время боевых действий могли 

разместить два или четыре заряда.

Для запряжки полупудового единорога использовали 6 лошадей, в редких случаях допускалось иметь запряжку в 8 лошадей. Упряжь применялась хомутовая.

Передковые колеса были меньшего диаметра, чем лафетные, для увеличения поворотливости,  диаметром в 4 фута, или  1219 мм.

Вес окованного передка  с колёсами без гнёзд 16 пудов 30 фунтов, вес передка   — 17 пудов, или 280,7 кг.

Общий вес артиллерийской системы, т.е. орудия с передком в походном положении составлял 96 пудов - 101,5 пуда, или 1536 - 1624 кг.

5. Зарядный ящик (так называемого «образца 1805-го года», с рамами для полупудового единорога и 12-фунтовых пушек).

Зарядный ящик служил для хранения и перевозки зарядов. Для перевозки боекомплекта (120 зарядов) полупудового единорога и 12-фунтовых пушек предусматривалось 

использование трёх зарядных ящиков, в каждом из которых  находилось по 40 зарядов.

Зарядный ящик был двухколёсный, оглобельный, с деревянной осью, на которой укреплялась рама, а на ней устанавливался короб с двускатной крышей, обитой листовым железом. 

Крыша была открывающаяся на петлях прибитых к левой стороне короба. Сам короб по углам скреплялся железными угольниками, а с боков полосами, которые и крепили его к раме.

Внутреннее пространство ящика было разделено деревянной вставной рамой на ячейки для снарядов. Для всех батарейных и легких орудий использовались одинаковые зарядные 

ящики, различавшиеся только размерами гнезд рамы.

Рама ящика для 1/2-пудового единорога имела 40 гнезд, для 12-фунтовой пушки - 40 гнезд и 6 отделений для хранения мякоти, фитиля, палительных свеч, скорострельных 

трубок, а также, при необходимости, и лядунки, ночника и свечного футляра.

В зарядный ящик впрягали трёх лошадей, одну между оглоблями, двух других - по бокам от неё. Ящиком управлял ездовой, который сидел верхом на левой  пристяжной лошади, 

перевозка орудийного расчёта на самом ящике не допускалась.

Колеса диаметром в 4 фута, или 1219 мм.

Вес окованного ящика с колёсами без гнёзд — 18 пудов 30 фунтов.

Вес гнёзд для 1/2 пуд единорога — 1 пуд. 35 фунтов, для 12-фунтовых пушек — 1 пуд 30 фунтов и 2 1/2 .


Лёгкая и конная артиллерия

1. 1/4-пудовый  единорог для пешей артиллерии артиллерийской системы 1797 г., со стволом образца 1783 (?) г., модификации 1805 г., на лафете модификации 1805 г.

Калибр 4,85  дюйма (4 дюйма и 8 1/2 десятых), или 123 мм.

Длина ствола 11 калибров (без винграда), или 1350 мм.

Вес ствола 21 пуд 20 фунтов - 22 пуд., или 347 — 360 кг.

Длина лафета 8 футов, 5 1/2 дюйма, вес лафета 20 пуд. 20 фунт.

В лёгкой и конной артиллерии использовались колеса диаметром в 4 фута. Диаметр колеса  1219 мм.

2. 1/4-пудовый единорог для конной артиллерии артиллерийской системы 1797 г., со стволом образца 1799 (?) г., модификации 1805 г., на лафете модификации 1805 г.

Орудийные стволы четвертьпудовых единорогов конной артиллерии были короче, а их стенки тоньше, чем у единорогов пешей артиллерии, поэтому вес первых был немного меньше, 

чем у аналогичного пешего орудия. Сделано это было якобы для уменьшения нагрузки на упряжных лошадей и обеспечения упряжке конного единорога большей подвижности. Но на 

практике достичь этого не удалось,  лафеты конных единорогов не стали легче, и вес всей артиллерийской системы конного четвертьпудового единорога (орудие, лафет и 

передок) был меньше пешего всего на 1 пуд с небольшим. Станины этого единорога были параллельные, а не расходящиеся к хоботу, что делало возможным установку между 

станинами специального съёмного ящика, в который при транспортировке укладывались артиллерийские принадлежности, а в боевых условиях иногда и заряды.

Калибр 4,85  дюйма (4 дюйма и 8 1/2 десятых), или 123 мм.

Длина ствола 10 калибров (без винграда), или 1230 мм.

Вес ствола 19 пуд., или 310 кг.

Длина лафета 8 футов, 5 1/2 дюйма, вес лафета 21 пуд. 10 фунт.

Диаметр колеса 4 фута, или 1219 мм.

3. 6-фунтовая пушка артиллерийской системы 1797 г., для пешей и конной артиллерии, со стволом образца 1795 г., модификации 1805 г., на лафете модификации 1805 г.

Лафет 6-ти фунтовой пушки отличался от описанных выше не только размерами, но и отдельными конструктивными элементами, в частности меньшим количеством оковок. Станины 

лафета этой пушки были параллельные, а не расходящиеся к хоботу, что делало возможным установку между станинами специального съёмного ящика, в который при 

транспортировке укладывались артиллерийские принадлежности, а в боевых условиях иногда и заряды.

Калибр – 3,767 дюйма (3 дюйма и 7 2/3 десятых дюйма), или 95,5 мм, длина ствола 17 калибров, или 1620 мм. масса ствола 22 — 22,2 пуд., или 360 - 364 кг,

Длина лафета 8 футов, масса лафета 20 пуд. 10 фунт. – 395 кг.

Диаметр колеса 6-ти фунтовой пушки  4 фута, или 1219 мм.

4. 3-фунтовый единорог  (на практике он в войнах почти не участвовал).

Калибр — 3,25 дюйма (3 дюйма и 2 1/2 десятых дюйма), или  82,5 мм.

5. Передок для орудий лёгкой артиллерии: 6-ти фунтовых пушек и ¼ пудовых единорогов и 3-фунтовых единорогов модификации 1805-го года.

Передки для транспортировки данных орудий имели специальные ящики для снарядов, так называемых «первых выстрелов». Ящики отличались от передковых ящиков батарейных 

лафетов большими размерами, скруглённой крышей, и тем, что они были установлены прямо над осью, а не перед ней, и были тяжелее первых при полном снаряжении. Внутри 

передкового ящика помещалась деревянная рама, разделенная перегородками на ячейки, где хранилась часть полагаемого к орудиям комплекта зарядов. В передковом зарядном 

ящике 6-ти фунтовой пушки находилось 20 выстрелов, большей частью картечных.  Для 3-фунтового единорога таких гнезд в раме было 30, для обоих 1/4-пудовых – 12.

Для передвижения пушки на поле боя и на марше хоботовая (задняя) подушка лафета через специальное отверстие надевалась на шкворень (вертикальный штырь) передка, 

установленный на вершине горбыля, и закреплялась цепью. В отличие от батарейного передка данный передок для лёгких орудий не имел сницевой подушки, его функцию по 

связыванию концов сниц выполнял горбыль, а также у него не было и осевой подушки, вместо которой на сницы укладывалась широкая доска.

Колеса и оси у всех передков лёгкой и конной артиллерии были такими же, как и у легких лафетов.

Для транспортировки 6-ти фунтовой пушки и 1/4-пудовых единорогов использовались четыре лошади. С 1811 г. в 6-ти фунтовую пушку и 1/4-пудовые единороги гвардейской 

конной артиллерии впрягали не четыре, как в пешей роте, а шесть лошадей. Упряжь применялась хомутовая. Двое ездовых сидели на левых лошадях.

Вес окованного передка  с колёсами без гнёзд 16 пудов 20 фунтов, вес одних гнёзд для 6-фунтовой пушки — 25 фунтов, для 1/4-пудовых единорогов — 30 фунтов, для 

3-фунтового единорога — 23 фунта.

Общий вес всей этой артиллерийской системы в походном положении вместе с передком – 1090 кг.

6. Зарядный ящик (так называемого «образца 1805-го года» с рамами для 6-ти фунтовой пушки, 1/4-пудовых единорогов и 3-фунтового единорога).

Для транспортировки боекомплекта  лёгких и конных орудий  предназначалось два зарядных ящика. Для 6-фунтовой пушки  – 120 зарядов,  зарядов в каждом, и 18 зарядов в 

передковом ящике.

Конструктивно этот ящик не отличался от зарядного ящика батарейной артиллерии, небольшая разница была только в габаритах и устройстве внутренней рамы ящика, в ячейках 

которой помещались заряды.

Рама ящика для 6-фунтовой пушки имела 51 гнездо для зарядов, 2 больших и 4 малых отделений для фитиля, палительных свеч, скорострельных трубок и прочего. Для 

1/4-пудовых единорогов – 54 гнезда. Для 3 фунтового – 88 гнезд, да сверх того оставалось свободное место для мякоти, фитиля, палительных свеч, скорострельных трубок и 

пр..

В ящик 6-ти фунтовой пушки (также как и 3-фунтового единорога) впрягали двух лошадей, следующим образом,  между оглоблями коренная лошадь, и слева пристяжная, на 

которой сидел ездовой. А трёх лошадей, как у ящиков батарейной артиллерии, впрягали в ящики 1/4-пудовых единорогов.

Вес окованного зарядного ящика с колёсами без гнёзд — 18 пудов 30 фунтов.

Вес гнёзд для 1/4 пуд единорога — 1 пуд. 30 фунтов, для 6-фунтовых пушек — 2 пуд 20 фунтов, для 3-фунтовых единорогов — 2 пуда 35 фунтов.


Осадная артиллерия

Двухпудовая мортира осадной артиллерии образца 1805-го года.

Осадная артиллерия русской армии широко применялась в заграничных походах 1813-го года при осадах крепостей, в частности в знаменитой осаде Данцига.

Двухпудовая мортира устанавливалась на специальном станке без колёс, представлявшим собой дубовую раму, на которой монтировался лафет из двух станин, соединённых 

подушками.

Роспуски осадной артиллерии образца 1807-го года.

Для перевозки осадных мортир использовались специальные четырёхколёсные повозки – роспуски. 

Передний ход роспусков состоит из оси с колесами и дышла, (соединенных с концами оси канатными оттяжками). 

Задний ход имел колёса большего диаметра, на оси которого крепилась особая подушка для установки на неё мортирного станка. Передний и задний ход соединялись подоселиной.

В роспуски осадной мортиры запрягались две пары лошадей, которыми управляли двое ездовых сидевших верхом.

Для перевозки боеприпасов осадной мортиры также использовались роспуски образца 1807-го года, с установленными на них ящиками, коробами и креслами, каждый тип для 

своего вида снарядов или артиллерийских принадлежностей; также применялись повозки и других типов: артиллерийские палубы с брезентом образца 1806-го года, и 

артиллерийские палубы с крышей.

Обоз осадной артиллерии был наиболее многочисленным и разнообразным по конструкции.

Роспуски осадной артиллерии:

- простые, той же конструкции, что и батарейные, но только не оглобельные, а дышловые, предназначались для перевозки кегорновых мортир.

Передний ход роспусков состоит из оси с колесами и дышла, (соединенных с концами оси канатными оттяжками). На лопасти задней оси укреплена подушка, в которую врезаны продольные круглые грядки, скреплённые с подушкой оковками, к передним концам грядок прикреплена деревянная подушка, опирающаяся на ось 

переднего хода. Чрез эту подушку и переднюю ось пропущен шворень, передняя подушка роспусок скреплена с задней подушкой подоселиной, к которой близ переднего хода привязана верёвками два дугообразных бруса , надетые концами на заднюю ось.

На переднюю и заднюю подушки роспусок положены доски; к передней подушке прикреплены скобы, а вставленными в них дугообразными брусьями к верхним концам последних подвешены на верёвках вальки для припряжки пристяжных лошадей, эти вальки одним концом прикреплены на шарнире к грядкам дрог.

Ширина хода - 48 дм, длина хода - 90 дм. Диаметр передних колёс с шиной - 36 дм, задних - 45 дм. Толщина шины ½ дм, ширина – 2 ½ дм.

Длина оси или полная ширина повозки - 67 дм. Длина повозки без дышла - 131 дм. Высота повозки - 37 дм.

Устойчивость – 24 град., независимость ходов – малая,  угол наклона постромок – 10-12 град., ширина дороги для кругового заезда – 294 дм,

- с креслами, той же самой конструкции, что и предыдущие, но на них укреплялся верёвками короб, состоящий из деревянных дуг, обшитых досками и скреплённых продольными и поперечными грядками.  Предназначались для перевозки снарядов, пустые весили 41 пуд, а нагруженные – 90 пудов. Размеры и характеристики те же самые, что и у простых роспусков, за исключением того, что высота повозки была равна 50 дм.

- с коробом, той же конструкции, что и простые, но с установленным на них коробом, обшитым досками или лубом; предназначались для перевозки запасного леса. Высота повозки - 54 дм, остальные размеры аналогичны выше указанным.

- с ящиком, той же самой конструкции, но с укреплённым на них 4-х угольным ящиком с крышей; предназначались для перевозки зажигательных снарядов и картечей, для чего в ящике имелись гнёзда. Высота повозки - 57 дм, остальные характеристики аналогичны предыдущим. Вес пустых роспусков – 43 пуда.

Артиллерийская палуба образца 1806-го года.

Повозки данного типа относились к нестроевому обозу артиллерии, существовали двух типов: палуба с крышей; и палуба с брезентом.

- артиллерийская палуба с брезентом. Предназначалась для возки бочек с порохом и других боевых припасов.  В осадной артиллерии использовались для возки бомбовых и скорострельных трубок и палительных свечей, предварительно уложенных в бочки или ящики.

Дышловая повозка на деревянных осях, со шворнем на оси, с прямоугольным кузовом, накрывавшимся кожаным брезентом. Запрягалась тройкой лошадей.

Передних ход повозки состоит из деревянной оси с укреплённым на ней деревянными сницами, на передних концах которых укреплена вага с бабками для постромок; вага соединяется с концами оси оттяжками, между сниц вставляется дышло.

Задний ход соединяется с передним подоселиной и шворнем, проходящим через передний связной брус рамы короба и переднюю ось, основанием коробу служит деревянная рама, состоящая из продольных грядок, скреплённых поперечными брусками.

В продольных грядках укреплены вертикальные стойки, связанные верхними продольными грядками. Вместо заднего щита к вертикальным стойкам привязана верёвками деревянная рамка (отмёт), в пространство между которой и коробом помещается фураж; к верхним грядкам короба прикреплены скобки для укрепления брезентных дуг; 

последние покрываются брезентом, закрывающим и отмёт.

- артиллерийская палуба с крышей. Оглобельная повозка, предназначалась для возки мастерского и лабораторного инструмента в полевой артиллерии, а в осадной – для возки готовых каркасов и светящихся ядер.

Запрягалась тройкой лошадей, имела дугообразный кузов и колёса разного диаметра. По конструкции была подобна вышеописанной палубе, за исключением того, что вместо дуг для брезента к верхним грядкам короба прикреплена крыша, обтянутая парусиной.


Кузнечный обоз

Походная кузница образца 1807-го года.

В каждой артиллерийской роте полагалось иметь одну походную кузницу установленную на двухколёсной повозке. Эта кузница предназначалась для производства мелкого ремонта орудий и многочисленных повозок артиллерийского обоза, для изготовления в походных условиях с помощью ковки простейших металлических деталей и приспособлений. Кузницу обслуживали один кузнец и два мастеровых. Они ремонтировали колёса, оси, лафеты, зарядные ящики, фуры, изготавливая для этого гвозди, клинья, шины, оковки, подковы и мн. др.

Кузница представляла собой специальный деревянный станок, на котором закреплялись горн, выложенный кирпичом, меха и коромысло для приведения их в движение. Для облегчения раздувания в горне древесного угля к концу рычага крепили противовес, обычно пустую мортирную бомбу. На задней части рамы укреплён был ящик с кузнечным инструментом, на крышке которого укладывался мешок с углём. Для удержания повозки в горизонтальном положении при работе кузницы  каждая оглобля снабжена была подставкой.

Собственно повозка весила 31 пуд, а нагруженная в походном положении – около 70 пудов.

Запрягалась кузница тройкой лошадей, управлял которыми ездовой сидевший на левой пристяжной лошади.

Наковальню, кузнечные и другие разнообразные  инструменты  перевозили в специальном инструментальном полуфурке образца 1807-го года. Запас древесного угля перевозили также в специальной фуре, палубе образца 1806-го года или артиллерийских роспусках образца 1807-го года.

Таким образом, для реконструкции походной кузницы и всего сопутствующего ей хозяйства необходимо будет изготовить три типа повозок.

Инструментальный полуфурок образца 1807-го года.

Применялся в артиллерии для перевозки мастерского и лабораторного инструмента. Представлял собой оглобельную повозку, двухосную, с колёсами разных диаметров, с дугообразным решётчатым кузовом, имевшим железную крышу. Спереди кузова было устроено сиденье для ездового, а сзади укреплена верёвками деревянная рамка-отмёт.

Запрягался полуфурок тройкой лошадей.

Оси полуфурка деревянные. Передний ход состоит из оси, на концы которой надеты оглобли с канатными оттяжками; на оси заднего хода укреплены продольные грядки, в передней части которых имеется подушка, лежащая на лопасти передней оси; шворень находится на передней оси и проходит через ось и подушку; на грядках укреплён кузов, состоящий из деревянных дуг, обшитых досками и связанных вверху продольными грядками. Сзади кузова укреплена верёвками деревянная рамка отмёт, кузов закрывается крышей из листового железа, запирающейся на замок, спереди кузова устроено сиденье для ездового.

К подушке прикреплены дугообразные бруски с подвешенными к ним на верёвках вальками для пристяжки пристяжных лошадей; вальки одним концом прикреплены на шарнире к кузову, другой же конец скреплён верёвочною оттяжкой с грядками роспусков, к переднему концу последних прикреплена подножка.

Ширина хода - 60 дм, длина хода – 81 дм. Диаметр передних колёс с шинами - 36 дм., задних – 45 дм. Толщина шины ½ дм, ширина шины 2 дм. Длина оси или полная ширина повозки - 87 дм, длина повозки без дышла - 132 дм. 

Длина кузова - 87 дм, высота с крышей - 42 дм, ширина вверху - 51 дм. 

Высота всей повозки – 76 дм.

Батарейные роспуски образца 1807-го года (оглобельные) – употреблялись в полевой артиллерии.

Оглобельная повозка с запряжкой тройкой лошадей, предназначалась для перевозки запасных вещей. Вес пустых роспусков – 35 пудов, полных – 94 пуда.

Передний ход роспусков состоит из оси с колесами и оглобель, соединенных с концами оси канатными оттяжками. На лопасти задней оси укреплена подушка, в которую врезаны продольные круглые грядки, скреплённые с подушкой оковками, к передним концам грядок прикреплена деревянная подушка, опирающаяся на ось переднего хода. Чрез эту подушку и переднюю ось пропущен шворень, передняя подушка роспусок скреплена с задней подушкой подоселиной, к которой близ переднего хода привязана верёвками два дугообразных бруса, надетые концами на заднюю ось.

На переднюю и заднюю подушки роспусок положены доски; к передней подушке прикреплены скобы, а вставленными в них дугообразными брусьями к верхним концам последних подвешены на верёвках вальки для припряжки пристяжных лошадей, эти вальки одним концом прикреплены на шарнире к грядкам дрог.

Ширина хода - 48 дюймов, длина хода - 89 дюймов; диаметр передних колёс с шиной - 36 дм, задних – 45 дм. Толщина шины - ½ дм, ширина – 2 ½ дм.

Длина оси - 67 дм. Длина повозки без дышла - 131 дм. Высота повозки - 37 дм.

Устойчивость повозки – 20 градусов, независимость ходов – малая, угол наклона постромок – 10-12 град., ширина дороги для кругового заезда – 294 дм.


Санитарный обоз

Фура с аптекарским ящиком образца 1799-го и образца 1812-го года.

В каждом пехотном, кавалерийском и пионерном полку, а также в артиллерийских и понтонных ротах полагалось иметь аптечную повозку. Она представляла собой двухосную четырёхколёсную конструкцию, к раме которой был подвешен на четырёх деревянных рессорах при помощи ремней кузов, а на передней и задней осях крепились съёмные ящики. Кузов повозки внутри разделялся на отделения, в которых находились аптечные ящики с хирургическими инструментами, медикаментами и перевязочными материалами.

В повозку запрягали при помощи дышла пару лошадей, управлял которыми возница, сидевший на переднем съёмном ящике. На заднем ящике оставалось место для легкораненого или больного солдата.

В 1812-м году в войска начал поступать новый образец аптечной повозки, который по конструкции и функциональному предназначению в целом был аналогичен образцу 1799-го года, существенно отличаясь только габаритами и конструкцией ящика. Также для увеличения надёжности ходовой части повозка получила железные оси.

Лазаретная карета образца 1797-го года.

Для перевозки больных и раненых в каждом полку, отдельном батальоне или роте штатами предусматривалось иметь особые повозки, в частности для офицеров назначены были лазаретные кареты образца 1797-го года. Кареты представляли собой дроги на деревянных осях, со шкворнем на передней оси, с деревянными рессорами, на которых при помощи цепей был подвешен кузов. Кузов, в котором перевозились раненые офицеры, закрывался с боков дверцами и откидными щитами, которые могли в хорошую погоду откидываться на шарнирах, с тем, чтобы позволить воздуху свободно проникать вовнутрь. Для лежачих раненых в карете устанавливались вдоль кузова двое носилок с переплётами из тесьмы, выполнявших функции кроватей.

Карета спереди имела сиденье для ездового управлявшего лошадьми, а сзади было сиденье для лазаретного служителя, ухаживающего за ранеными. К передней и задней стенкам кузова крепились на петлях особые рамы, обтянутые парусиной, служащие для защиты от дождя и солнца ездового и фельдшера.

Запрягалась такая карета при помощи дышла четвёркой лошадей в ряд, как современная тачанка.

Для перевозки больных и раненых нижних чинов использовали штатные армейские фуры, или зачастую простые обывательские повозки и телеги.


Нестроевой обоз

Церковная фура.

Во всех пехотных и кавалерийских полках русской армии штатами предусматривалось иметь специальную повозку для полковой церкви. Это была обычная двухосная дышловая повозка с решётчатым кузовом. Оси у неё были деревянные, на передней укреплялись сницы со слизневым кругом. Задний ход состоял из оси с укреплённым на ней длинным и высоким кузовом. Кузов имел крышу, запиравшуюся на замок, в передней части кузова было устроено сиденье для ездового, а с боков приделаны подножки. Для удобства поворачивания колёса переднего и заднего хода были разного диаметра.

Провиантская или сухарная фура образца 1811-го года.

Представляла собой обыкновенную четырёхколёсную дышловую телегу на деревянных осях, со шкворнем на передней оси, с узким кузовом и колёсами разного диаметра. Запрягалась, по-видимому, тройкой лошадей.

Передний ход состоит из сниц естественной кривизны, скреплённых с передней осью и имеющих на концах вагу, соединённую с осью тяжами, между сниц укреплено дышло; к оси заднего хода прикреплена подоселина, соединяющая задний ход с передним, кроме того задний ход соединяется с передним шворнем, расположенным на передней оси и проходящим через дно кузова и лопасть оси. Основанием кузову служит деревянная рама, состоящая из продольных брусков и поперечных; боковые, передняя и задняя стенки состоят из вертикальных стоек, горизонтальных брусков, обшитых досками; вертикальные доски вверху скреплены продольными брусками. Кузов закрывается крышей, обшитой листовым железом, которая прикреплена петлями к одной из боковых стенок и запирается замком. Сбоку повозки устроены подножки, а спереди сиденье ездового.

Ширина хода - 66 дм, длина хода - 80 дм. Диаметр передних колёс вместе с шиной - 42 дм, задних – 52 дм. Толщина шины - ¾ дм, ширина шины - 2 дм.

Длина оси или ширина повозки - 84 дм, длина повозки - 144 дм.

Длина кузова - 124 дм, высота - 46 дм, ширина внизу - 40 дм, ширина вверху - 50 дм.

Высота повозки - 80 дм.

Фурштатский полуфурок или парковая фура образца 1807-го года.

Повозки подобного типа использовались для транспортировки обмундирования, амуниции, запасного пороха и боеприпасов, продовольствия и фуража, различного снаряжения, инструментов и прочего военного имущества.

Представляли собой дышловую повозку с запряжкой тройкой лошадей. Имели деревянные оси и колёса переднего и заднего хода одинакового диаметра. Вследствие отсутствия у повозки поворота для заезда назад приходилось переставлять дышло с переднего хода на задний. Несмотря на то, что повозка имела для увеличения подвижности колёса большого диаметра, она оставалась неповоротливой и тяжёлой. Пустая повозка весила 40 пудов, а нагруженная – 108 пуд.

Насколько она была малоподвижна можно судить из представления великого князя Николая Павловича генерал-инспектора инженерных войск, сделанного им в 1821-м году о фурах нового образца для подшефных ему войск. Он сообщал, что во время войны 1813-1814 гг. когда сапёрные роты русской армии были уже под Парижем, их обоз оставался в княжестве (герцогстве) Варшавском или даже ещё и во внутренних губерния России.

Передний и задний ход фуры имели одинаковую конструкцию и составляли, таким образом, одно целое. На лопасти каждой из осей укреплялись сницы, с нагой на концах, а между сниц крепилось дышло. Обе оси соединялись между собой намертво подоселиной, шворня не было вовсе.

Над лопастями осей устанавливался кузов, который имевший прямые стенки, и состоявший из нижних и верхних продольных грядок, соединённых вертикальными стойками. Стенки обшивались досками, которые для устранения растрескивания оклеивались холстом, также как и доски дна кузова, нижняя поверхность которых осмаливалась.

Кузов закрывался крышей, обитой тонким листовым железом, которая  прикреплялась на петлях к одному из бортов. С боков были приделаны подножки, а спереди и сзади кузова укреплено по деревянному штырю для одного запасного колеса.

Стоимость по штату 1821-го года – 150 рублей ассигнациями.

Гибкости и независимости ходов повозка не имела вовсе. Независимость ходов – 0 град. Гибкость – 0 град. Устойчивость – 20 град. Угол наклона постромок – 7 град.

Ширина дороги для кругового заезда – 672 дм.

Ширина хода - 39 дм, длина хода - 75 дм. Диаметр колёс с шинами - 54 дм, толщина шины - ½ дм, ширина шины - 2 ½ дм.

Длина оси или полная ширина повозки - 72 дм. Длина повозки без дышла – 140 дм.

Размер кузова: длина – 100 дм, ширина – 42 дм, высота с крышей – 40 дм.

Высота повозки – 74 дм.

Инструментальных полуфурок сапёрных войск, образца 1807-го года.

По конструкции аналогичен фурштадтскому полуфурку, но имел следующие размеры: ширина хода – 56 дм, длина хода – 88 дм, диаметр колёс с шиной – 56 дм, толщина шины ½ дм, ширина шины – 2 дм, длина оси – 73 дм, длина повозки 158 дм, длина кузова – 110 дм, ширина кузова – 36 дм, высота – 36 дм, высота повозки – 76 дм.


Новости миниатюры

Новости реконструкции

Новое в галерее

Новинки библиотеки

Новости сайта

Бирки